Политики нет. Есть зарплата, есть кнопка для голосования. Но кнопка эта у самих же голосующих вызывает тоску: ты нажимаешь, но в жизни ничего не происходит.
Мешок кремлёвского сахара
Вспоминаю годы, называемые сегодня «лихими». На главной улице Москвы неподалёку от Кремля стояли женщины и продавали вязаные носки, кружева домашнего производства, кое-какую утварь. Люди едва сводили концы с концами. Но в стране помимо ощущения общей боли было и ощущение общих надежд. Вышедшие из подполья первые миллионеры ещё не чувствовали себя хозяевами страны. В Кремле, как и в стране, никто не жировал. Помню, как в 1992 г. служащим Кремля в связи с каким-то событием выдавали «премиальные».
Из тогдашней кремлёвской жизни вспоминается и другой забавный эпизод, связанный с приездом в Москву в октябре 1994 г. королевы Великобритании Елизаветы II. Это был первый визит такого уровня за всю историю российско-британских отношений. Он воспринимался как символ: Москва вступала в узкий круг «мировых цивилизованных держав». Предусматривался торжественный приём в Кремле, балет в Большом театре. За несколько дней до встречи «президентскую рать» Ельцина инспектировал шеф кремлёвского протокола Владимир Шевченко. Помню его озадаченное лицо и вопрос: «Ребята, у вас хотя бы приличные ботинки есть?» Приличные ботинки были не у всех. Не говоря уже о «чёрном верхе». Вопрос решился радикально. Через несколько дней помощники прямо в Кремле примеряли чёрные итальянские смокинги, галстук-бабочку и… новенькие лакированные ботинки.
Увы, моего размера ботинок не оказалось: достались размером меньше. «Ничего, вечер простоишь», - успокаивал Шевченко. Ботинки до сих пор хранятся. Какая-никакая, а почти политическая реликвия.
Повестка дня
Многие сегодня ностальгически вспоминают очереди у газетных киосков и просьбы к киоскёру оставить «Московские новости», «Аргументы и факты», «Известия». Каждую неделю, а порой и каждый день что-то происходило. Что-то такое, о чём хотелось читать, говорить, спорить, что-то отвергать или принимать. Граждан волновали судьба страны, реформ, контуры будущего. Сегодня о контурах будущего говорят только избранные эксперты. Говорят уже который год. Ясности нет.
Народ эта тема, похоже, перестала волновать. На днях это подтвердили социологи «Левада-центра». Опрос был проведён в 137 населённых пунктах страны. Спрашивали об одном: какие события последнего времени запомнились вам более всего? По сути дела, это был вопрос о том, а есть ли у населения интерес к политической жизни в стране. Результаты наводят на грустные размышления. Вот некоторые ответы по мере убывания интереса:
- Смерть актрисы Веры Глаголевой
- Рост цен и ухудшение уровня жизни
- Новые санкции США против России
- Уход Андрея Малахова из программы «Пусть говорят»
- День ВДВ
- Рыбалка Путина в Туве
- Жара в Центральной России
- Скандал вокруг фильма А. Учителя «Матильда»
- «Детская» прямая линия Путина
- Процесс над А. Улюкаевым
- Ситуация с озером Сладкое в Новосибирской области
- Скандал вокруг «Гоголь-центра» и Кирилла Серебренникова и отмена балета «Нуреев»
- Беспорядки в Шарлотсвилле, США
- Рэп-батл Оксимирона и Гнойного…
И почти 20% граждан вообще не смогли назвать событие, которое задело бы их.
Разговор о России
А между тем события, или, точнее сказать, «явления», очерчивающие те самые контуры нашего будущего, есть. И носят они тревожный характер. Российское богатство утекает из страны. Эксперты подсчитали, что средства, уведённые из России за последние 25 лет, составляют 75% нашего национального дохода. Характерно то, что обнаружили финансовую «протечку» не наши финансовые «сантехники», а зарубежные. Сигнал пришёл из Национального бюро экономических исследований США.
Можно, конечно, не поверить американцам. Дескать, клевещут. Но сходные оценки дают и швейцарские аналитики: 10% самых богатых жителей России владеют почти 90% общего благосостояния страны и активно выводят его из страны. Но привлечь к ответственности финансовых беглецов крайне трудно. Они, как правило, успевают улизнуть за границу до того, как им предъявят претензии.
И вот уже всполошился наш собственный Росстат: растёт доля убыточных предприятий. В 2017 году она составила уже более 30%. Аналитики предупреждают о нарастающей волне банкротств (нередко фиктивных), а следовательно, и волне увольнений.
* * *
Словом, поговорить есть о чём. Но… серьёзного разговора не получается. Всё больше о «Матильде», «Нурееве», Серебренникове, Гнойном, Малахове, драках в день ВДВ, о том, скоро ли в Россию завезут новые мощи. Разговор о самой России как-то не клеится…