Максимов Андрей Маркович 18:42 05/05/2010
Мой отец "родил" меня, когда ему было 40 лет. Через 10 лет ему исполнится 100 лет, что приводит меня в невероятное состояние. Мой отец начал войну 22 июня 1941г. рядом с Германией, был контужен, попал в концлагерь, бежал оттуда, служил в партизанском соединении имени 13 под командованием Гришина. Когда мы с сыном едем из Москвы в Петербург на поезде и проезжаем сквозь леса, я ему говорю, что его дедушка спал тут 3 года, что невозможно сейчас себе представить. Партизанская история очень тяжелая, потому что нельзя было в лесу разжигать костры, поскольку немцы сразу начинали стрелять, когда нет ни обмундирования, ни еды, когда все нужно было добывать своими силами. У него была очень сложная, ужасная, тяжелая война. Когда он был разведчиком и пошел в город что-то разведывать, начался налет нашей авиации, он спрятался в бочку, потому что не мог дойти до бомбоубежища, так как там проверяли документы. Когда он вылез из бочки, его "застукал" немецкий патруль, он побежал до края поля, сел на велосипед, на котором не умел ездить, и от ужаса, проехав половину поля, увидел надпись «осторожно мина». Когда он проехал это поле, упал на руки людей, которые его ждали, и уснул сходу. После этого у него была седая прядь через всю голову. С одной стороны это были страшные годы, но с другой – с ним происходили невероятные истории. Например, когда на встречу партизанскому соединению пришел табор, в котором было много очень красивых женщин. Тогда у него начался роман с цыганкой, настоящий роман со свиданиями, только все это происходило в немецком тылу. Это длилось какое-то время, потом партизанский отряд не мог больше стоять в этом месте. Командир предложил цыганам влиться в отряд, но те отказались и ушли. Так, в течение какого-то времени, молодые люди в отряде пережили настоящую любовную историю. Я уже нескольким режиссерами предлагал написать сценарий про них. Мне кажется, это совершенно потрясающая история.
Еще были другие рассказы о войне. Я воспитывался на этих рассказах, отцовские однополчане всегда встречались 9 Мая, может быть поэтому у меня к этому празднику особенное отношение. Мой сын все знает про дедушку, который умер задолго до его рождения, и к празднику относится очень хорошо. Он посмотрел 2 фильма про войну: фильм Хотиненко «Поп» и фильм Михалкова «Утомленные солнцем -2». Фильм Михалкова ему очень понравился, затем он посмотрел фильм «Поп» и сказал, что больше о войне он понял из фильма Хотиненко. Я пока не успел еще посмотреть фильм Хотиненко. А фильм Михалкова мне очень понравился. У меня была в газете колонка, посвященная этому фильму. Я считаю, что это выдающееся произведение киноискусства, которому критики устроили травлю. Я считаю, что фигура Михалкова – это одна история, а другая история – то, какой он режиссер, и какие он делает фильмы. Критики не могут отделить одно от другого. Я считаю, что он снимает очень хорошее кино понятным языком. Я не знал, что фильм провалился в прокате, но уверен, что этот фильм не может быть принят всеми, потому что у него очень трудный язык, на кино не похожий; потому что Михалков сделал фильм про столкновение двух абсурдов: абсурд советской власти и абсурд войны. У нас было военно-патриотическое воспитание. У нас все фильмы о войне о том, как проявляются лучшие качества человека. Мы привыкли к такому взгляду. А Михалков показал то, что война – абсурдное дело, и ужасно, что люди участвуют в таком деле, потому что они любят свою Родину. Ужасно то, что тебя расстреливают, когда ты возвращаешься. Но мы, зрители, к такому не привыкли, надо чтобы наши погибали красиво, чтобы немцы были плохими, а наши – хорошими, тогда мы плачем. А когда нам показывают то, что показывает Михалков – мы к такому взгляду не привыкли. Но я думаю, что мы к такому взгляду привыкнем. Я не уверен, что есть такое понятие как историческая правда, но все равно какие-то факты о войне надо знать. У меня отец прошел всю войну партизаном, а потом 8 лет доказывал, что он не предатель. Судьба партизан же известна. Это все тоже было, и если мы будем про это рассказывать, то люди тоже не станут смотреть поначалу. Мне кажется, мы не привыкли к тому языку, тому взгляду, который есть у Михалкова, но это проблема не его, а наша.