Миркин Яков Моисеевич 16:37 01/07/2014
Зависит от того, какого объёма санкции — мягкие или, наоборот, по жёсткому варианту. Внутренне уверен, что они не затронут дела и операции населения. Например, расчёты по платёжным карточкам. Прогнозирую, что они будут спроектированы так, чтобы сегодня не нанести ущерба поставкам топлива из России в ЕС или проектам компаний из США и ЕС по добыче сырья в России. Скорее всего, запреты будут относиться к возможностям крупнейших российских компаний и банков с госучастием привлекать средства для своего развития на финансовых рынках за рубежом. Это нешуточный запрет. В России сложилась модель, типичная для так называемых развивающихся рынков, когда эти компании финансируются преимущественно за кордоном. Будут названы новые банки, компании и люди, с которыми «нельзя иметь дело». Ещё одна прогнозируемая санкция — запрет на поставку в Россию оборудования для модернизации энергетического сектора, в сферу высоких технологий и в военно-промышленный комплекс. Здесь масса неопределённого, субъективного. Например, самолёт — это высокие технологии? Самолёт «Боинг» — это продукция гражданская или военная? Все знают, что и та, и другая. Не думаю, что мы сразу почувствуем заметное торможение, если только вдруг Запад не ошибётся, не наступит «риск человеческой ошибки» и санкции не будут настолько широки, что бумерангом ударят по экономике ЕС и глобальным финансовым рынкам. Там начнётся другая история, похожая на 2008–2009 гг. Но, скорее всего, этого не случится, и все негативные эффекты будут наступать в перспективе, в сроки от 3–5 лет и дальше. Их мы будем чувствовать, как человек, находящийся в мире сужающихся возможностей, в мире, который вдруг стал устаревать и отставать. За счёт чего? Первое, вытеснение России с энергетических рынков Европы, сужение её доли за счёт «диверсификации источников топлива». Это официальная политика США и ЕС. Что будет с нашей экспортной выручкой, насколько её падение будет компенсировано поворотом лицом к Азии, окупятся ли гигантские вложения в инфраструктуру — неизвестно. Второе, и самое главное. Мы окончательно, на долгое время расстались с возможностью модернизации за счёт массового импорта технологий из G-7 и других развитых стран. Подробнее именно об этом. Конечно, этот импорт и раньше почти не осуществлялся. Скрытое противостояние, память холодной войны. Россия — чужая в системе опознавания «свой – чужой». Пример: Россия вместе с Китаем давно является «стратегической точкой» экспортного контроля над технологиями в США. Но если раньше оставалась хотя бы какая-то возможность заключения «нового контракта с Западом», его участия в «экономическом чуде» в России, в её новой догоняющей модернизации, то сегодня в связи с украинскими событиями эта возможность полностью исключена на неопределённое время. Ни одно «экономическое чудо» XX века (Германия, Япония, Корея, Сингапур и т. п.) не произошло без поддержки США. Здесь нет идеологии, это просто реальность. Она не нравится, ею можно возмущаться, но это так. Все модернизации последних ста лет проходили на основе трансферта технологий и прямых инвестиций в развивающиеся страны. Ни одна догоняющая модернизация в России начиная с XVII века не происходила без массовой закупки западных технологий. Так было не только в царской, но и в сталинской модернизации. Это неприятно, но это факт истории. Сегодня нам говорят: мы найдём «других партнёров». На практике это означает стать сырьевым каналом для Китая и получать технологии не из первых, а из вторых рук. После «китайской переработки». Япония и Корея — страны, во многом зависимые от США, находящиеся под американским военным щитом. Вот где настоящие потери и будущие «негативные эффекты».