Примерное время чтения: 20 минут
196

Федерализм в России и на Украине: проблемы и противоречия. Онлайн

Скриншот с сайта YouTube.com

В конференции участвуют: Захаров Андрей Александрович

10 апреля на вопросы читателей АиФ.ru ответил специалист по проблематике федерализма, редактор журнала «Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре» Андрей Захаров.

Возможна ли сегодня федерализация Украины? Каково истинное состояние федерации в современной России? Как соотносятся между собой советский федерализм и российский? Совместимы ли авторитаризм и федеративное государство? Об этом и многом другом мы поговорили в рамках онлайн-конференции. 

Ответы:
Захаров Андрей Александрович 16:00 10/04/2014
Здравствуйте, уважаемые гости сайта АиФ.ru. Я рад тому, что у нас нашлось достаточное количество людей интересующихся темой федерализма. Давайте приступим к работе.
Вопрос:Щербина 16:27 07/04/2014
А есть ли федерализм в нашей стране? Я не говорю, про теоретический аспект, я имею в виду практическое воплощение.
Ответы:
Захаров Андрей Александрович 16:08 10/04/2014
Вслед за многими специалистами я мог бы повторить, что Россия, оставаясь федерацией de jure, почти ни в чём не является сегодня федерацией de facto. До украинского кризиса слово «федерация» едва ли не исчезло из лексикона наших руководителей. В целом, федерализм в России можно считать «спящим институтом».
Вопрос:Луи 17:31 07/04/2014
Здравствуйте! 1)Увенчаются ли успехом митинги в Украине с требованием федерализации страны? 2)Как можно стабилизировать ситуацию в Украине, что необходимо сделать для этого России и западу? Спасибо.
Ответы:
Захаров Андрей Александрович 16:08 10/04/2014
Ответ на первый вопрос — «не знаю»; на второй вопрос в части федерализма — а тема наша касается именно его — я уже отвечал.
Вопрос:Айет 18:51 07/04/2014
Настанет ли очередь Менгрелий, чтоб освободиться от грузино-американского правления и стать частью РФ ?!...
Ответы:
Захаров Андрей Александрович 16:08 10/04/2014
Вопрос задан не слишком внятно, поэтому мне трудно на него ответить.
Вопрос:Фофашкин Константин 19:00 07/04/2014
Мне кажется, что нормальный, здоровый федерализм на пользу государству , не дает ,,центру" , образно говоря, ,, зажраться", как в случае с Украиной. Ваше мнение?
Ответы:
Захаров Андрей Александрович 16:08 10/04/2014
Поддерживаю вашу точку зрения.
Вопрос:Ольга О 08:48 08/04/2014
Уважаемый Андрей Александрович, не кажется ли Вам, что если отдать власть в регионы, то наша коррупция будет цвести еще больше, чем сейчас?...хотя куда уж больше:(
Ответы:
Захаров Андрей Александрович 16:07 10/04/2014
Не следует, на мой взгляд, столь однозначно связывать расцвет коррупции с федеративным устройством; подлинная федерация означает рассредоточение власти и, следовательно, контроль различных властных этажей и структур друг над другом — а это препятствует коррупции. А вот деспотические и авторитарные режимы, практикующие персонализм и монополию на власть, как показывает мировой опыт, склонны к коррупции в большей степени.
Вопрос:Ich 11:28 08/04/2014
Андрей, что такое конфедерация? Можно ли назвать конфедерацией США сегодня? Есть ли другие современные примеры? И вообще, для кого это подходит? Может ли Украина стать конфедерацией?
Ответы:
Захаров Андрей Александрович 16:07 10/04/2014
Конфедеративных государств в мире сегодня нет, хотя межгосударственные объединения конфедеративного типа имеются. США, безусловно, федеративное государство — более того, это такая федерация, где на протяжении последнего столетия укрепляется федеральный центр. Украина едва ли станет конфедерацией, поскольку конфедерация — это переходная форма: от неё идут либо к федерации (как это было в самих Соединенных Штатах в конце XVIII столетия, когда на протяжении нескольких лет страна преобразовалась из конфедеративного союза в федеративный союз), либо к независимости. Определение конфедерации не даю — его можно посмотреть в энциклопедии.
Вопрос:Мимошел 12:17 08/04/2014
Добрый день, вопрос такой: можно ли проводить федерализацию в условиях острого политического кризиса (как сегодня на Украине) и возможна ли федерализация в условиях, когда разные регионы претендуют на проведение самостоятельной внешней политики?
Ответы:
Захаров Андрей Александрович 16:06 10/04/2014
Мне представляется, что в данном случае федерализация могла бы послужить смягчению кризиса. Что касается самостоятельной внешней политики для регионов, то это в федерациях не практикуется, но зато федеративное устройство с присущим ему представительством всех субъектов в центральных органах власти позволяет делать внешнюю политику более сбалансированной и консенсусной, приемлемой для всех.
Вопрос:Славентий просто Славентий 13:02 08/04/2014
Уважаемый Андрей Александрович, имеют ли право российские военные войти в восточную украину для поддержки и защиты прав граждан во время организации и проведении референдума в восточных областях украины, учитывая нереальный беспредел киевской хунты, подченённых неофициальному киеву силовиков, а так же всякого рода радикально настроенных организаций?
Ответы:
Захаров Андрей Александрович 16:05 10/04/2014
Мне кажется, всякая федерализация будет эффективна только в том случае, если её источником выступает суверенная воля самого народа того или иного государства, выраженная принятыми в современной демократической политике способами. Новейшая история знает лишь один пример, когда федерализация была навязана иностранными войсками — это Германия в 1945 году. Но тогда, как известно, имели место совершенно особые и уникальные обстоятельства.
Вопрос:"Геннадий" 13:50 08/04/2014
Как вы считает, в 1990-е годы угроза раскола России на самостоятельные регионы-республики была реальна? Оправдана ли с этой точки зрения выстроенная в 2000-е годы вертикаль власти?
Ответы:
Захаров Андрей Александрович 16:05 10/04/2014
Нет, я не считаю, что в 1990-е годы наша страна стояла на грани распада. Просто на фоне выстроенной за последние десять лет вертикали власти очень выгодно представлять недавнюю историю именно так.
Вопрос:Олег Игоревич 16:26 08/04/2014
Как соотносится с федерализмом деление страны на федеральные округа с полпредами?
Ответы:
Захаров Андрей Александрович 16:04 10/04/2014
Слабо проявляя свою федеративную природу в политической и социально-экономической практике, Россия, тем не менее, остается федерацией de jure, то есть имеет федеративную Конституцию. Так вот, в этой Конституции нет никакого упоминания о федеральных округах. Отсюда и ответ на Ваш вопрос.
Вопрос:Андрей Н, Москва 17:38 08/04/2014
Был план Гитлера относительно Украины – вооружить ее против России, спровоцировать братоубийственную войну между ними. Как Вы полагаете, федерализация Украины – это шаг по такому сценарию? Или же напротив движение к мирному разрешению противоречий?
Ответы:
Захаров Андрей Александрович 16:04 10/04/2014
Федерализация для Украины — это метод сглаживания внутренних противоречий и способ сохранить страну в её нынешних границах. Федерализация того или иного государства не имеет отношения к братоубийственным войнам. А вот недостаток федерализма — имеет, причём иногда самое прямое.
Вопрос:Валерий-1 19:58 08/04/2014
Как соотносятся провозглашаемые , нынешней властью в Украине, принципы демократии и категорический отказ от федерализации Украины,
Ответы:
Захаров Андрей Александрович 16:03 10/04/2014
Политические элиты некоторых молодых государств, образовавшихся на месте бывшего Советского Союза, изначально воспринимают федерализм с подозрением, поскольку усматривают в нём признак слабости, а не силы. Им кажется, что для нации с неокрепшей государственностью идея разделённого суверенитета — а именно она лежит в основе федерализма — вредна: ни одного кусочка суверенитета нельзя уступать, поскольку иначе независимость, полагают они, окажется пустым звуком. Проблема заключается в том, что сохранение целостности большого государства требует именно уступки части его суверенитета населяющим его меньшинствам. Федерализм эффективен именно потому, что сочетает самоуправление с разделённым правлением. В своё время эта неготовность делиться властью с теми, кого меньше, очень пагубно отразилась на территориальной целостности Грузии. Её власти упорствовали в том же заблуждении, какое сегодня разделяют новые власти Украины.
Вопрос:И Басов 08:45 09/04/2014
Андрей Александрович, какими вы видите будущие границы на месте украинской федерации? Верно ли то, что ключевым фактором разделения на федерацию станет «языковой вопрос»?
Ответы:
Захаров Андрей Александрович 16:02 10/04/2014
Федерация — это эффективный инструмент для гармонизации сложносоставных, многонациональных, лингвистически разнообразных обществ. Если Украина решит, что ей стоит преобразовать себя в федерацию, то, разумеется, преобладание того или иного языка будет учитываться в административной нарезке субъектов. Кстати, не стоит забывать, что опыт учёта подобного разнообразия у постсоветской Украины уже был: в политико-правовом смысле Республика Крым, согласно украинскому законодательству, прежде обладала автономным статусом.
Вопрос:Константин Кузнецов 14:59 09/04/2014
Андрей Александрович, когда выйдет новая книга?
Ответы:
Захаров Андрей Александрович 16:02 10/04/2014
Надеюсь, это произойдёт в 2016 году. Это будет рассказ о приключениях федеративной идеи за пределами Европы.
Вопрос:Оля Алексеенко В 15:20 09/04/2014
Андрей, скажите, какие страны и на какие части Украины могут претендовать в случае, если нынешнее псведоруководство страны не сможет удержать ее целостность и она развалится:?
Ответы:
Захаров Андрей Александрович 16:01 10/04/2014
Мне кажется, рассуждения о возможном развале другого государства в том духе, который присущ компьютерным стратегическим играм, не очень уместны. Кроме того, это вопрос не ко мне — геополитика меня не слишком волнует.
Вопрос:Annyshka 08:58 10/04/2014
Понятно, что федерализм не панацея и не единственный способ существования государства.И да, влияние фактора федерализма в каждом конкретно взятом государстве, проявляются по-разному в зависимости от исторических, политических, социально-экономических условий. Какие на Ваш взгляд формы государственного устройства наиболее перспективны и более долговечны, и будут в тренде?( учитывая, что из 50 государств Европы, где уровень жизни высок федерация только в 4)
Ответы:
Захаров Андрей Александрович 16:01 10/04/2014
Совершенно верно — федерализм — не универсальная волшебная палочка, и одним обществам он более рекомендован, нежели другим. Когда же мы удивляемся тому, отчего в Европе так мало федераций, стоит иметь в виду, что назначение федерализма вовсе не в том, чтобы в каком-то обществе воцарился рай. Федерализм нужен для того, чтобы в отношениях между населяющими его группами не восторжествовал ад. То есть, федеративный дизайн — плод необходимости, а в Европе такая необходимость есть далеко не везде. Впрочем, новейшее развитие Великобритании, Испании, Италии свидетельствует о том, что потенциал федерализма ещё будет востребован европейскими политиками. Наконец, не будем забывать о том, что сам Европейский Союз представляет собой объединение с сильно выраженными федеративными чертами.
Вопрос:dav_tag 12:51 10/04/2014
Андрей Александрович, а не считаете ли Вы, что вопрос об Украине (о её политическом и военном статусе) нужно решать не в Киеве, а в Вашингтоне? Я не вижу смысла общаться с промежуточным звеном. Давайте уж стразу обратимся по адресу и не будем создавать иллюзию демократии.
Ответы:
Захаров Андрей Александрович 16:15 10/04/2014
Нет, я так не считаю, ибо в современном мире практически все государства от кого-нибудь, да зависят. Между тем, принцип национального суверенитета и вестфальскую систему никто не отменял, невзирая на всю глобализацию, о которой так много говорят. Поэтому давайте уж пока по старинке.
Вопрос:Dionis, Rusvelt 15:35 10/04/2014
Полагаю, что несмотря на то, как примеряют к Украине федеративную форму правления, все же, исходя из исторических и прочих особенностей конъюнктуры, следовало бы подумать о конфедеративном устройстве. Не находите ли это справедливым!??
Ответы:
Захаров Андрей Александрович 16:12 10/04/2014
Конфедеративная схема мне кажется нежизнеспособной – особенно для такого молодого и не слишком устоявшегося государства, как Украина. Кроме того, начинать такие эксперименты с федерации гораздо проще.
Вопрос:Евгений 40 15:55 10/04/2014
Приветствую. Насколько федерализация Украины может обеспечить права национальных меньшинств?
Ответы:
Захаров Андрей Александрович 16:11 10/04/2014
Одно из назначений федерализма в том, что он позволяет тем, кого меньше, в ограниченных вопросах и сферах чувствовать себя большинством. В этом смысле правильно функционирующая федерация благоприятствует национальным меньшинствам.
Вопрос:Флор 16:06 10/04/2014
Андрей Александрович, я хотел бы получить небольшое пояснение к вопросу Annyshka, вы говорите, что «потенциал федерализма еще будет востребован европейскими политиками». У меня несколько вопросов: 1) Когда это произойдет? 2) Что именно вы вкладываете в понятие «потенциал федерализма»? 3) Будет ли он (федерализм) востребован в России? Спасибо!
Ответы:
Захаров Андрей Александрович 16:28 10/04/2014
По моему мнению, стрессы, которые переживаются сегодня целым рядом европейских государств, а также подъем движений за самоопределение в уже сложившихся, казалось бы, nations-states, заставят уделять вопросам федерализма более пристальное внимание. У каждой страны тут свои вызовы – на севере Италии одни проблемы, в Каталонии и Стране Басков другие, в Шотландии третьи. Но суть - одна и та же. И рецепты примерно одни и те же. Правда, если для Каталонии федерализация представляется уже запаздывающим решением, то для Ломбардии и Венето – вполне своевременным. Ответ на вопрос «когда» - весьма скоро. Потенциал федерализма – это его способность гармонизировать этнополитические отношения, предоставляя той или иной группе или территории возможность чувствовать себя самостоятельной, не покидая государственного целого. Что касается России, то федерализм у нас и сейчас востребован, в особенности национальными республиками, что не позволяет унитаристам полностью от него отказаться.
Вопрос:Константин Кузнецов 16:12 10/04/2014
Спасибо за ответ, будем ждать.
Ответы:
Захаров Андрей Александрович 16:17 10/04/2014
Спасибо, будем писать!!!
Вопрос:Петр, Запорожье 16:16 10/04/2014
Обязательно ли федерализация Украины означает развал страны, как опасаются многие?
Ответы:
Захаров Андрей Александрович 16:33 10/04/2014
Разумеется, нет. Гораздо чаще федерализация помогает избежать опасности развала сложно устроенной и разнообразной страны. Впрочем, многое будет зависеть от правил игры, которые по согласованию сторон будут действовать в федерации.
Вопрос:Вечный студент 16:22 10/04/2014
С интересом наблюдал за вашей лекцией в школе. Сейчас родился такой вопрос когда федерация в России из состояния «ни жива, ни мертва» приблизится к состоянию «эффективно действует», видите ли вы положительные сдвиги в этом направлении уже сегодня?
Ответы:
Захаров Андрей Александрович 16:32 10/04/2014
Нет, пока таких сдвигов я не наблюдаю, но они неизбежны, поскольку централизация, по-видимому, достигла своего предела. Тихая передача в регионы многочисленных новых полномочий – хорошее тому свидетельство.
Вопрос:Успел!!!!!!!!!!!! 16:27 10/04/2014
Андрей, приведите пример хорошо реализованной федерации,почему одни могут реализовать федерализм, а другие не могут, от чего это зависит?
Ответы:
Захаров Андрей Александрович 16:29 10/04/2014
Вы, возможно, и успели - вопрос в том, успею ли я ответить на столь обширный вопрос))) Ответ слишком сложен, поскольку тут действует множество факторов, и обсудить их все мы не сможем. Кстати, история провалов федералистской схемы впечатляет - от многих федеративных союзов сегодня не осталось и следа. Но, с другой стороны, федерализм обычно выбирают не от хорошей жизни: его выбирают из-за того, что без него вообще ничего не получается, все разваливается. Это - не выбор из прихоти, это выбор из неизбежности.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах