Глуховский Дмитрий Алексеевич 14:19 20/01/2010
Березин, будучи литературным критиком, понимает, что и как, мы позвали такого человека для старта. Он действительно отругал меня в своем ЖЖ и потом по радио ругивал. Мне показалось вдвойне интересно, чтобы этот человек, понимающий, как именно что делать, сам взял бы и написал. Я не мстительный, не злобный. Владимир написал. Мне понравилось. Но читатели не все поняли, Владимир огреб свою порцию читательской критики. Мы с ним сейчас делаем общее дело, заинтересованы, чтобы людям это понравилось. Книга называется «Путевые знаки», которая дала старт серии. Книга появилась в магазинах недели 2 назад, и уже входит в тройку в больших магазинах. Людям интересно, люди берут.
Мне кажется, что раз в месяц - не часто. Если бы я писал, это было бы слишком часто. А поскольку разные люди, которые пишут так, как у них пишется, это как журнал ежемесячный получается. Мне кажется, здесь ничего порочного нет. Зато появляется элемент коллекционирования. Я бы в 15-16 лет с удовольствием собирал книги и выстраивал их на полочке. Я и делал это. Концепция идеи «Вселенной» в том, чтобы совместными усилиями описать вселенную. В «Путевых знаках» герои находят спортивный самолет, чинят его, и летят в Петербург, и там тоже есть метро. Будут книги и про Минск, и про Новосибирск… Мне пишут с просьбой разрешить написать книгу о софийском метро. Это тоже здорово, проект перерастает в международный. Мы плеядой авторов сможем написать хроники целого мира. Это просто приключенческие романы, забавно именно то, что много авторов пишут про один мир, получается сюжетная ткань интересная. Одно из условий, которые я поставил, – чтобы авторы не трогали моих героев. Они как дети. Мне не хотелось бы, чтобы другие люди распоряжались судьбами персонажей. Я сам все расскажу, если надо будет. У них свои персонажи, они могут встречаться и взаимодействовать. Пока в каждой книге отдельная история. Но было бы здорово и интересно, чтобы книги выстраивали общий глобальный сюжет. Это было бы вообще здорово, но пока сложновато за эту задумку взяться. Получается занимательный очень эксперимент и опыт. Может быть, в течение нескольких лет я вернусь к написанию по «Метро», издательства просят, потому что это представляет для них финансовый интерес, но мне лично не особо деньги важны, чтобы я начал из пустышки высасывать. Должны родиться новые независимые идеи, сюжет, мораль. Книжки у меня – не просто тупой экшн, там есть смысл, главная мысль. Пока этого не будет, не будет истории, которая по сердцу пройдется, нет смысла за это браться. Пока идея не вырастет, за это браться не буду.
Авторам надо начать с сайта metro2033.ru. Он организован как возможность вывешивать свои произведения для людей, которые пишут и делают иллюстрации. Если вы творческий человек, можете зайти и там удобный формат загрузки того, что вы написали, и все это в конкуренции друг с другом. Другие пользователи ваши работы смотрят, оценивают, дают отзывы и ставят плюс или минус. Люди, которые набирают больше всего плюсов, выходят в топ. Я читаю топ, редакторы читают, из них мы и будем отбирать авторов. Сейчас 5-6 тыс. заходят на сайт ежедневно. Около 300 рассказов и повестей опубликовано, сотни картинок и музыкальных композиций. Самые интересные работы получат путевку в жизнь. Хочется отметить, что для молодых авторов это очень серьезная возможность. На данный момент стартовый тираж первой книги - 70 тыс. экземпляров, вторая книга пойдет тиражом 100 тыс. «Метро-2033» я публиковал первый раз тиражом 8 тыс. экземпляров. Вознаграждения будут справедливыми, это не литературное рабство, мы стараемся об авторах говорить, надеюсь, что это станет для писателей трамплином. Самым большим счастьем для меня было бы, если бы кто-то начал с проекта серьезную литературную карьеру. Я на этом тоже зарабатываю. Но стараюсь сделать это максимально полезным для других людей. Я мог бы барыши вложить в биржу, но смысла в этом не вижу. Ради денег такие вещи делать не имеет смысла, книжный бизнес не прибыльный для авторов. Для меня основной смысл серии не в том, чтобы денег срубить, а в том, чтобы замутить что-то интересное, впечатляющее. В результате успешных проектов всегда люди зарабатывают деньги, тут одно с другим связано. Но это точно не делается ради денег. Если кто-то начинает платить – ну и слава богу. Есть вещи, которыми я занимаюсь, ничего с этого не зарабатывая. Компьютерная игра выходит в марте по «Метро-2033», я с нее практически ничего не заработал. Договор была подписан 6 лет назад, тогда запросы были другими, и я не жалею, что так произошло. Получается яркий интересный проект, даже произведение искусства. Американцы, которые издают игру, сами удивляются, как получается, уже заказали продолжение игры. И я рад.
При выборе авторов я - конечная инстанция. Книжка выглядит так: там написано сверху: «проект Дмитрия Глуховского». Я лично ответственный за то, что происходит. Мне не все равно, что будет под обложкой с моим именем опубликовано. Исключено, что будет публиковаться коммерческий шлак. Это может быть жанровая вещь, экшн-триллер, но это должно быть хорошо написано, интересная книга, халтуры там быть не может. Мне приходится серьезно работать с авторами, надо им помочь. Всю прошлую неделю я работал над книгой «Темные туннели». Я все это вручную доделывал, потому что то, что сделал редактор, мне показалось недостаточным. Разумеется, советуясь с автором, но тем не менее. Важно, чтобы не было впечатления, что это очередная фабрика производства консервов, штампованных продуктов. Как раз наоборот, мы совершенно разных авторов привлекаем, потому что не хочется, чтобы книги были одинаковыми. Буду поощрять людей, чтобы не пытались копировать, а писали истории со своими живыми героями. Мир после ядерной войны – это фактически момент истины, люди в экстремальных условиях проявляют настоящее лицо, и становится понятно, заслуживают ли они право называться человеком. Авторы разные, мы ищем разных авторов, хотим, чтобы сюжеты и книги отличались. Чтобы каждый раз в магазине вы не рассчитывали, что опять будет то же самое, а готовились к тому, что каждая будет сюрпризом.