Калининград на четыре дня стал философской столицей Европы. В понедельник, 22 апреля, там стартовал международный Кантовский конгресс, посвященный трёхсотлетию со дня рождения философа.
Приехали, несмотря на санкции
Несмотря на международное давление и санкции, философский конгресс собрал более 500 учёных из 23 стран, причем география не была ограничена только дружественными государствами. До Калининграда добрались и философы из Европы и США. Отдельным докладчикам не удалось решить вызванные санкциями логистические сложности, но они смогли выступить по видеосвязи.
«Трудно выделить одну главную цель этого большого конгресса. Здесь можно остановиться на двух значениях. Первое значение — это обсуждение, собственно, философии Канта применительно к каждому человеку. Нахождение актуальных идей Канта, которые не могут устареть, которые являются ценностями для каждого. Второе значение — обсуждение его концепций о вопросах мира, которые касаются всего общества. Это более глобальная перспектива. Мы говорим о международном влиянии идей Канта для современного мира», — заявил на открытии конгресса профессор Галле-Виттенбергского университета имени Мартина Лютера Юрген Штольценберг.
Кант и нейросети
Конгресс открылся пленарным заседанием на тему «Критика искусственного разума: проблемы бытия и познания в контексте развития искусственного интеллекта». В своем выступлении вице-премьер Дмитрий Чернышенко отметил, что этот вопрос в последние годы стал особенно актуальным.
«Мы видим, что нейросети становятся драйверами роста разных технологических отраслей — это, конечно, и беспилотный транспорт, робототехника, умные различные устройства, и масштабное внедрение использования искусственного интеллекта — это совершенно точно новый цивилизационный этап развития человечества, который, с одной стороны, открывает большие перспективы, но, как любая новая технология, содержит и обратные стороны. И перед нами встает ключевой вопрос: как сделать технологию полностью надежной, безопасной, подконтрольной?» — цитирует Первый канал слова Дмитрия Чернышенко.
Историзм и недопустимость фальсификации истории
Международный клуб «Валдай» в рамках философского конгресса обсудил «историю цивилизаций, повернутую в будущее».
«Валдайский клуб в большей степени сосредоточился на двух аспектах наследия Канта. Во-первых, это историзм, то есть важность рассмотрения истории в ее единстве, непрерывности, целостности, недопустимости ее переписывания и переделывания в угоду тем или иным интересам, — рассказал aif.ru научный руководитель Международного клуба „Валдай“ Федор Лукьянов. — Во-вторых, что такое цивилизация, потому что Кант, конечно, это часть европейской культуры и цивилизационного наследия, но в то же время он смотрел на весь мир. Его взгляд не исчерпывался каким-то узким направлением, и вот нам показалось, что эти обе темы чрезвычайно актуальны сегодня».
«Сказать, что мы открыли какие-то новые грани в философии Канта, я не рискну, но мне показалось, что в рамках этого конгресса, где основная часть — это профессиональные философы, а клуб „Валдай“ больше про политику, мы попытались перекинуть мосты от философии к политике, потому что политика невозможна без ее осмысления, осмысление зависит от мировоззрения, а мировоззрение изучает философия», — отметил Лукьянов.