Аргументы и Факты
16+
Федеральный АиФ
Аргументы и Факты
16+
Федеральный АиФ
Примерное время чтения: 9 минут
7090

Трёхцветная «птица счастья». Товары из России выходят на мировые рынки

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 33. Доска почёта 13/08/2025 Сюжет Национальные проекты
В Китае Россию любят. Наш павильон на выставке в КНР.
В Китае Россию любят. Наш павильон на выставке в КНР. Российский экспортный центр

Национальный проект «Международная кооперация и экспорт» создан в 2019 году, чтобы как можно больше отечественных товаров и услуг выходило на зарубежные рынки, а российский бизнес становился заметнее и увереннее за границей.

«Птица счастья»

Нацпроект, в частности, помогает российским производителям найти иностранных партнёров и каналы сбыта своей продукции на зарубежные рынки. Это касается не только крупных компаний, которые и сами неплохо разбираются в конъюнктуре внешней торговли, но и представителей малого и среднего бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей. Одним из инструментов продвижения российских брендов на мировой рынок стала программа Российского экспортного центра (РЭЦ, группа ВЭБ.РФ) «Сделано в России». Давайте разбираться, как она работает.

Когда страну узнают не только по флагу, но и по качественным товарам, это работает на её репутацию и экономику. Например, Швейцарию сразу вспоминают как родину надёжных часов, Италию — пасты и пиццы, а Япония ассоциируется с высокими технологиями. Всё это результат продвижения странового бренда. И это важная задача для каждого государства. Доверие к товарам не только улучшает имидж, но и помогает легче находить путь на международный рынок, привлекает инвестиции.

Программа «Сделано в России» как раз и создана для того, чтобы развивать и продвигать бренд отечественных товаров и услуг. Её цель — показать миру, что в России умеют делать качественную, современную и конкурентоспособную продукцию. «Сделано в России» формирует позитивный образ страны как производителя самых разных востребованных товаров — от пищевой промышленности до высокотехнологичного оборудования.

Для представителей малого и среднего предпринимательства проблема узнаваемости на внешних рынках стоит очень остро. Участие в программе предполагает добровольную и, главное, бесплатную сертификацию их продукции. Сертификат «Сделано в России» — это знак для потенциальных партнёров о том, что на продукцию стоит обратить внимание. Вместе с ним у предпринимателей появляется право наносить на свои товары логотип экспортного бренда России — «птицу» в цветах российского флага. «Птицу счастья» уже получили более 20 тысяч отечественных товаров. И, разлетевшись по миру, птицы эти показывают, что Россия поставляет не только нефть и газ, но и качественную косметику, уникальные полимеры, инновационную технику, вкусный шоколад, симпатичные игрушки и многое другое.

Программа позволяет российским производителям получать маркетинговую поддержку, участвовать в зарубежных выставках, ярмарках, фестивалях и размещаться в национальных магазинах на международных электронных торговых площадках.

Выбрать нужный сервис предприниматели могут на цифровой платформе «Мой экспорт», созданной РЭЦ по национальному проекту «Международная кооперация и экспорт». Экосистема объединяет более 640 услуг, 127 из которых доступны онлайн в режиме одного окна.

Косметика из России

Biotime — сибирская компания, которая выпускает препараты для ухода за кожей и профилактики её старения. По программе «Сделано в России» она получила сертификат по направлению «Надёжность».

«В 2022 году мы начали сотрудничать с вьетнамскими партнёрами, — говорит директор компании Татьяна Лопаткина. — Благодаря грамотной политике и использованию программ поддержки российского экспорта добились значительных успехов. С 2021 года идёт расширение деятельности на такие страны, как Чехия, Словакия, Австралия, Китай, Саудовская Аравия и Кувейт».

Сотрудничество с Российским экспортным центром, по её словам, началось в 2019 году. Наиболее полезными оказались услуги «софинансирование затрат на международную сертификацию» (помогает соответствовать международным стандартам и требованиям) и «размещение на зарубежных маркетплейсах».

«Это значительно облегчает выход на новые рынки и укрепляет наши позиции на международной арене, — поясняет Лопаткина. — Благодаря мерам господдержки продукцию компании разместили и на популярной китайской электронной площадке».

Совместно с Российским экспортным центром компания планирует и впредь расширять географию своего экспорта. Уже прошли сертификацию в Саудовской Аравии, на завершающем этапе аналогичная процедура — в Кувейте. В планах — ЮАР. 

На рынке Поднебесной

Производитель маринованных и консервированных овощей «Дядя Ваня» также получил знак качества «Сделано в России». Ассортимент его продукции насчитывает более 100 позиций.

Компания входит в число лидирующих производителей овощных консервов с полным циклом производства — от выращивания до переработки. В год производит и продаёт более 100 миллионов банок в России и за рубежом.

«Став к 2015 году лидером на рынке овощной консервации в России, мы поставили перед собой амбициозную цель — сделать нашу марку глобальной, — рассказал директор по развитию Виталий Дулиенко. — Мы взяли фокус на Китае. Прежде всего, потому, что это самый большой продуктовый рынок в мире, а также потому, что видим там большой интерес к качественным российским товарам».

Впервые Дулиенко поехал в КНР на выставку осенью 2017 года. И первый контракт компания заключила уже на следующий год. Сегодня объём поставок в Поднебесную вырос до 100 миллионов рублей. Китайскому потребителю больше всего понравились российские маринованные огурчики.

«С 2018 года мы сотрудничаем с РЭЦ. За это время попробовали практически все доступные сервисы платформы «Мой экспорт». Самые эффективные для нас — обучающие пособия, выставки и бизнес-миссии, компенсация транспортных расходов, демонстрационно-дегустационные павильоны и компенсация сертификации продукции, — отмечает директор по развитию. — РЭЦ стал для нас навигатором в решении многих сложных экспортных задач».

Выставки достижений

Бренд Dr. Korner выпускает цельнозерновые хлебцы, рисовые снеки (корнерсы), йогуртовые десерты на основе гречневой крупы (шококранчи), детские мини-хлебцы и много другой продукции из полезных злаков. Это современная альтернатива хлебу и кондитерским изделиям.

Благодаря программе «Сделано в России» компания смогла продвигать продукцию через демонстрационно-дегустационные павильоны АПК за границей. Там работают шоурумы для установления и поддержания деловых связей, плюс идут акции в супермаркетах, а в соцсетях и интернете запущена реклама.

Выход на экспортный рынок, по словам представителя компании Тахира Арбузова, — сложный процесс. Осилить его самостоятельно даже для большого бизнеса не так-то просто. Поддержка, которую оказывает национальный проект «Международная кооперация и экспорт», позволяет обойти многие подводные камни.

«Мы воспользовались несколькими инструментами, которые предлагает программа «Сделано в России», для продвижения нашей продукции на международном рынке, — поясняет он. — Прежде всего, использовали возможности национальных павильонов, которые РЭЦ организует за границей. Там можно представлять образцы своей продукции, заниматься поиском потенциальных партнёров. В результате наша компания заключила ряд контрактов в ОАЭ, КНР и Вьетнаме».

Участие в ярмарках на территории иностранных государств — тоже хорошее дело, считает Арбузов. Как правило, они проводятся трижды в год и сопровождаются большими культурными и образовательными программами для местных жителей и предпринимателей, в ходе которых им рассказывают о жизни в России и её потенциале экспорта. Всю представленную там продукцию можно купить и попробовать. В этом году компания участвовала в ярмарке в Абу-Даби, и её продукция привлекла там много покупателей.

Онлайн-магазины российских товаров под брендом «Сделано в России» — также возможность познакомить потенциальных покупателей со своим ассортиментом и вести продажи. И они тоже способствуют продвижению бренда за рубежом.

«Мы и впредь предполагаем сотрудничать с РЭЦ, используя все предлагаемые им инструменты», — говорит Арбузов. 


КСТАТИ

Заработали 100 миллиардов

По программе «Сделано в России» национального проекта «Международная кооперация и экспорт» с 2019 года организовано около 300 экспозиций и бизнес-миссий по миру, в том числе в странах БРИКС, Азиатско-Тихоокеанского региона, на Ближнем Востоке и в Африке. Кроме того, с 2019 года свыше 5 тысяч отечественных компаний представили свою продукцию под брендом «Сделано в России» зарубежным партнёрам на выставках, которые прошли более чем в 35 странах. В результате экспортёры заключили контракты на общую сумму свыше 100 миллиардов рублей. Эти усилия способствовали формированию доверия к российской продукции и отечественным производителям, а также повысили узнаваемость бренда «Сделано в России».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых