— Местность Тропарёво-Никулино известна ещё с XIV века. Тогда это была просто деревня Никулино, названная по имени боярина Микулы Вельяминова, который приложил немалые усилия для строительства белокаменного Кремля в Москве и был удостоен за это многих почестей, в том числе получил в своё владение деревню от Дмитрия Донского. Селом Тропарёво же в XIV веке владел боярин Иван Тропарь. В XVI веке и Никулино, и Тропарёво перешли во владение Новодевичьего монастыря. После революции всё было национализировано. Первое, что появилось в Тропарёве, — это сельсовет, а в Никулине — колхоз «Парижская коммуна».
В 1958 году правительство Москвы приняло решение создать в районе Тропарёво-Никулино экспериментальную зону с совершенно новыми жилыми домами, которые в те времена назывались высотками — от 9 до 27 этажей.
Новый «Микрорайон»
В 1963 году здесь построили станцию «Юго-Западная» (1), а в 1966-м приступили к возведению нового жилья. И если в 1963-м здесь было голое поле, среди которого торчала коробка вестибюля станции «Юго-Западная», то к началу 1970-х в районе уже кипела жизнь. Часто проходили съёмки. Эльдар Рязанов именно здесь облюбовал квартиру для Жени Лукашина, героя «Иронии судьбы». А спустя два года в этом же районе, недалеко от «дома Лукашина», начали снимать новый фильм — «Возле этих окон».
Район Тропарёво-Никулино как нельзя кстати подошёл по сюжету. Картину делали по книге Лазаря Карелина «Микрорайон». По сюжету молодой киномеханик Михаил Анохин в исполнении Евгения Жарикова во время выборов работает агитатором в своём микрорайоне. Ему предстоит познакомиться и пообщаться с жителями нового современного микрорайона, которые наслаждаются жизнью в больших, просторных квартирах, переехав из хрущёвок. Район Тропарёво-Никулино начала 1970-х представлен во всей красе. Да, тогда ещё не было знаменитой Олимпийской деревни, строительство которой начнётся спустя 4 года после выхода картины.
«Кто-то написал, что нашу картину снимали в том же доме, в котором жил Женя Лукашин из «Иронии судьбы, или С лёгким паром!» (просп. Вернадского, д. 125. — Ред.) (2). Но это не так.
Квартира Запашных
Конечно, вся картина «Возле этих окон» — это Тропарёво-Никулино. Именно в этом районе снято большинство сцен фильма. Если встать лицом к Центральному дому туриста на Ленинском проспекте, 146, который тогда отстраивался и стал одним из самых высоких зданий Москвы — 33 этажа, то с правой стороны будет находиться несколько жилых высоток. В одной из них мы и снимали квартиру героя Евгения Жарикова. Рядом с этими домами изображали субботник жителей микрорайона. Квартиру моей героини Нины Лагутиной нашли в доме напротив старинной церкви — храма Архангела Михаила (4). В этой квартире, кстати, тогда жила семья Запашных. Правда, всю обстановку мы не показывали, работали только в коридоре и у входа. Это был всего один съёмочный день, когда герой Жарикова звонит в дверь, моя героиня открывает, а он говорит: «Сколько я ни пытался до вас дозвониться, прийти к вам, никогда вас не заставал». Этот маленький кусочек снимали на лестничной клетке. А драку героев Жарикова, Гусева и Денисова уже перенесли на нижний этаж подъезда.
Рассказывают, что сцену драки устроили в очень позднее время. Съёмочной группы не было видно. И вот когда режиссёр крикнул «Мотор!», а актёры начали понарошку драться, к ним подбежал житель Тропарёва и начал их разнимать. Он очень распереживался, и даже когда ему сказали, что всё не по-настоящему, постоянно спрашивал Жарикова, не больно ли его ударили.
Был эпизод и на крыше тогда ещё недостроенного Дома туриста. Правда, к сожалению, он не вошёл в картину. Почему к сожалению? Потому что вид оттуда открывается очень красивый не только на Тропарёво-Никулино, но и на всю Москву.
Бакинские комиссары
По большей части мы находились в «квартире Жарикова». Там был момент, когда его герой лежит после драки. Я вместе с актрисой Ниной Ильиной иду его навещать, а потом мы выходим из этого дома и бежим в разные стороны, каждая по своим делам.
А в эпизоде в ателье очень хорошо показана улица 26 Бакинских Комиссаров того времени (5).
К сожалению, в то время гулять нам по Тропарёву-Никулину много не пришлось: в начале 1970-х я жила в другом районе и на съёмочную площадку добиралась вместе с остальными актёрами с «Мосфильма». Кстати, это было недалеко и довольно удобно. Тогда нас не возили на персональных машинах, как это происходит сейчас, и у нас не было никаких райдеров.
А спустя время мы с Евгением Жариковым переехали жить в Тропарёво-Никулино, на Ленинский проспект, как раз напротив храма Архангела Михаила. Тогда храм был недействующий, там находился склад, он был в плачевном состоянии.
Кстати, каменный храм Архангела Михаила в Тропарёве был построен ещё в XVII веке, до этого здесь находилась деревянная церковь. Полностью реставрировать храм начали уже после съёмок картины «Возле этих окон», в конце 1970-х. Жители района Тропарёво-Никулино ратовали за его открытие к Олимпиаде в 1980 году, но оно состоялось только в 1989-м.
Мы прожили с Евгением Жариковым в Тропарёве-Никулине несколько лет. Конечно, район сейчас очень сильно изменился. Когда мы снимали, не было даже знаменитой гостиницы «Салют» на Ленинском проспекте, 158 (6), которую построили позже для приёма иностранных гостей во время Олимпийских игр. Потом мы переехали. Но до сих пор я постоянно возвращаюсь в Тропарёво-Никулино в храм Архангела Михаила, дружу с батюшкой, который там служит, провожу все праздники именно там.