Благодаря хорошей экологической обстановке и развитой инфраструктуре Митино — сегодня один из самых престижных районов Москвы. И если в 1990-х годах он застраивался однотипными 17-этажными домами-«ширмами», то в новых микрорайонах возводят индивидуальные дома повышенной комфортности и улучшенной планировки. Безусловно, красивые здания эффектно смотрятся и в кадре. Мы проследили, какие митинские места увековечены в кино.
А мы из... Митина!
Интересно, что митинские новостройки манят режиссёров порой даже на этапе строительства. По сюжету фантастического фильма 2017 года Фёдора Бондарчука «Притяжение» инопланетяне вторгаются на Землю в одном из московских районов. НЛО сбивают наши военные. Разворачивается битва людей против «гостей». Зрители, конечно, помнят разрекламированный трейлер: «Вы из другой галактики? А мы из Чертанова!» На самом же деле на многих кадрах — Митино, причём в ключевых сценах. Вторжение инопланетян снимали в 2015 году на крыше наземного паркинга на Пятницком шоссе, 21, напротив тогда ещё строящегося жилого квартала «Лайф-Митинская Экопарк». В кадре мы видим, как по замкнутому пространству крыши наземного гаража мечутся десятки спортивных автомобилей. На фоне разноцветных фасадов жилого комплекса в кадре — протянутые к небу руки с мобильниками. Люди хотят заснять «редкое природное явление». Есть и общие виды стройки со стороны Пятницкого шоссе.
Фёдор Бондарчук, желая сохранить в секрете сюжет картины, пошёл на необычный шаг. Ещё до начала съёмок со всех членов съёмочной группы взяли подписку о неразглашении. Впервые в истории отечественного кинематографа на съёмочной площадке нельзя было пользоваться мобильными телефонами, а камеры на них были заклеены специальными непрозрачными наклейками.
Поэтому жителям Митина оставалось только догадываться, что за автомобильная паника, шум, гам, дым, крики на крыше наземного гаража. После выхода «Притяжения» на экраны всё стало ясно.
Мюнхен нашли здесь
Здешние места стали площадкой для ключевых сцен и в другом нашумевшем кинопроекте — спортивной драме 2017 года режиссёра Антона Мегердичева «Движение вверх», ставшей самым кассовым российским фильмом (более 3 миллиардов рублей).
По сюжету, в 1970 году у мужской сборной СССР по баскетболу меняется главный тренер. Новый наставник Владимир Гаранжин (Владимир Машков) сообщает на пресс-конференции, что на предстоящих Олимпийских играх в Мюнхене собирается обыграть сборную США.
Лента создана по мотивам реальных событий и повествует о победе сборной СССР над сборной США в финальном матче мужского баскетбольного турнира XX летних Олимпийских игр в Мюнхене в ночь с 9 на 10 сентября 1972 года. В картине также затронута трагедия, произошедшая с 5 по 6 сентября 1972 года на Олимпиаде в Мюнхене, когда палестинские террористы расстреляли 11 членов олимпийской сборной Израиля.
После премьеры Интернет взорвался от комментариев зрителей: «Подбор актёров, съёмки, построение кадра, сцен. Фильм даёт русскому человеку силу для движения вверх. Интересно, а олимпийскую деревню прямо в Мюнхене снимали? Или декорации?»
Грузию в фильме «Движение вверх» снимали в Грузии, Америку — в Америке. А вот Мюнхен — в Митине. Режиссёр Антон Мегердичев объяснил выбор локации очень просто: «Деньги. Один день съёмок в Германии намного дороже. Мы и Лос-Анджелес сначала хотели снять в Европе. Сами американцы часто так делают — снимают в Болгарии, где построены декорации кирпичных домов, кафе, магазинов. Мы приехали туда, побродили. Но ощущения Штатов не почувствовали. И поехали через океан. А Мюнхен нашли в Митине. Там есть строящийся жилой район Аристово. Коттеджи похожи на дома в олимпийской деревне. Художник-постановщик только разукрасил их символикой».
ЖК экономкласса «Аристово-Митино», расположенный по соседству с молодым микрорайоном Митино, действительно смотрится как город для спортсменов. Это комплекс из 29 домов в 4–5 этажей в стиле неоконструктивизма с элементами скандинавского минимализма.
С видами сверху разобрались так: камера подлетала, снимала общий план, оттуда брался съёмочный материал размером с пятачок, остальное достраивалось благодаря компьютерной графике.
Дорожки между домами жилого комплекса «Аристово-Митино» были на момент съёмок забиты до отказа. «У нас была невероятная группа! — рассказывал исполнитель главной роли Владимир Машков. — Я никогда не видел, даже работая в Америке, так много камер. Они летали над нами, бегали за нами, окружали нас, подглядывали со всех сторон. Это было впечатляюще! На площадке были также актёры массовых сцен — зачастую по 500–600 человек». Для эпизодов мюнхенской Олимпиады была воспроизведена историческая форма спортсменов из десятка стран. Художник по костюмам Сергей Стручев изучил крой и фактуру тканей, которые в тот период использовались в спорте в СССР и за рубежом.
Кстати, консультантом фильма был баскетболист той самой сборной, заслуженный мастер спорта СССР Иван Едешко. Именно он за 3 секунды до сирены дал уникальный по точности пас через всю площадку Александру Белову, который и забросил победный мяч. 51:50 в пользу советской команды. Иван Иванович рассказывал после выхода фильма: «Когда я собирался смотреть фильм в первый раз, то думал: буду искать и обязательно найду какие-то помарки, несуразицы, оплошности. Но ведь нет же! Я был приятно поражён! Фильм — бомба! Очень жаль, что в живых из той команды нас осталось только четверо — он, Алжан Жармухамедов, Модестас Паулаускас и Анатолий Поливода».
Пользуется район успехом и у создателей детективов. Герой Максима Аверина из «Глухаря» много раз расследовал преступления в Митине, в том числе произошедшие в крематории. А вот его коллега подполковник Ирина Зимина в сериале «Пятницкий» так и вовсе работает в ОВД «Пятницкое». Это вызвало улыбку жителей района, написавших в блогах: «Такого в СЗАО нет, но три или четыре ОВД по Митину действительно расположены на Пятницком шоссе».
«След» — самый многосерийный телефильм в России — наверное, рекордсмен по митинским видам. Съёмочную бригаду жители видели на улице Барышиха, в Ангеловом переулке, на Пятницком шоссе, у ландшафтного парка «Митино».