Свою первую железную дорогу производства ГДР житель Филей-Давыдкова Роман Мишин получил в подарок от родителей на четыре года. С тех пор поезда и всё, связанное с ними, занимает важную часть его жизни. Он создаёт удивительные диорамы на железнодорожную тематику и коллекционирует редкие модели.
Инна Харитонова, «Мой район»: — Железная дорога из детства сохранилась? Помните эмоции, когда её собрали?
Роман Мишин: — Помню восторг, когда рельсы сомкнулись и тронулся паровоз. Он делал круг и буквально завораживал меня. Исторически в нашей стране дети не были избалованы игрушками. Всем известен факт, что у цесаревича Алексея, сына Николая II, была железная дорога фирмы «Мэрклин», и она даже полностью не утрачена. Отдельные её части можно найти в музее Санкт-Петербурга. Моя же дорога, к сожалению, не сохранилась.
— Первое приобретение в коллекцию дорого стоило?
— Железнодорожный моделизм — недешёвое увлечение. Сейчас стоимость хорошей модели начинается от 20 тыс. рублей. В 1986 году простенький набор стоил 25 рублей.
— Долго пришлось копить?
— В подвале Политехнического музея существовал комиссионный магазин, где было много чего, в том числе модели. Там я сделал первую осознанную покупку — уже после окончания института, самостоятельно заработав денег. Искал конкретно что-то ходившее на отечественных дорогах, но ассортимент был небольшой. Я выбрал модель пассажирского локомотива ЧС-1, известного в Чехии и Словакии как Е499, его делали на Пльзеньском заводе им. Ленина в Чехословакии и поставляли в СССР. Мне повезло, хотя я тогда ещё не очень разбирался в ассортименте моделей: в руки попалась модель раннего выпуска фирмы Zeuke на металлической раме — это ценнее, чем на пластиковой. В том же магазине купил потом пару рефрижераторных вагонов и... уже не смог остановиться.
— Железная модель всегда лучше пластиковой?
— Мой первый электровоз — пример того, как должна быть сделана долговечная модель-игрушка. Многим моделям в моей коллекции 50–60 лет, и они как новые. Это вам не современный смартфон. Там всё до сих пор работает: электрика, свет. И они не потеряли своего первоначального вида.
Редкий масштаб
— Большинство коллекционеров увлечены настольными поездами масштаба H0 (1:87, 16,5 мм), вы же выбрали достаточно редкий масштаб TT (1:120, 12 мм). Чем это обусловлено?
— Наверное, самим девизом масштаба TT — «Das Ideale Spur», что в переводе с немецкого означает «идеальная колея». С одной стороны, это довольно мелкий масштаб, который легче, чем H0, вписывается в наши стеснённые интерьеры, с другой — размеры моделей ещё позволяют многое делать самому. Отчасти это и легендарные традиции, связанные с производителями и персоналиями. Нас немного, может быть, человек 150–200 на всю страну. Но TT — это не просто модели, а в чём-то даже отдельная философия железнодорожного моделизма.
— А почему диорама? Вам хотелось придумать для поездов из коллекции соответствующий антураж и вы начали делать макеты вокзалов?
— Меня вдохновило знакомство с моделистом Николаем Гундоровым, к сожалению, уже ушедшим от нас, и ещё одним немцем, который сделал центр Кёльна в масштабе 1:160. Про Николая Николаевича я узнал ещё в 1989 году из книги Бориса Барковскова «Модели железных дорог» — там упоминались филигранно сделанные модели Гундорова. Никогда не думал, что смогу общаться с ним лично. Мы встретились, когда Гундоров был уже в преклонных годах и что-то из своей коллекции продавал. Вот тогда у меня самого появилась идея построить вокзал Таганрога 1869 года, третий каменный вокзал в России после двух Николаевских — в Москве и Санкт-Петербурге. Это моя самая объёмная работа.
Дым из трубы
— Много материалов требуется, чтобы сделать полноценный макет здания?
— Каркас выполняется из толстого оргстекла, на него наклеиваются пластиковые панели, имитирующие каменную или дощатую поверхность, вырезаются окна, делаются рамы из полистирола или целлулоида, какие-то детали из папье-маше, стекла, зеркал, зубочисток. Современные технологии позволяют размещать внутри мини-LCD-экраны размером 1,5×1 см, чтобы получилась живая обстановка в окнах. Для озеленения есть фирменные материалы, а лучше выйти в пойму Сетуни и найти какие-то ветки или соцветия. Можно даже установить дымогенератор и звуковой декодер — озвучить макет.
— Макет вокзала в Кунцеве не хотелось сделать?
— Шедевральный вокзал и всё, что рядом! Можно поставить сверхзадачу и создать макет Кунцева-Мазилова именно как дореволюционного дачного места. Но осталось мало кинофотодокументов, это будет непросто.
— Диорама — достаточно внушительное сооружение. Как ваша супруга относится к такому соседству?
— В гараже хранить диорамы нельзя, они попросту испортятся. Что-то продаю, что-то у меня дома, у родителей, на даче. Супруга относится отрицательно только из-за того, что макеты занимают много места. По её мнению, хорошо бы все их продать. Но это сложный вопрос. Ту же диораму Гундорова «Депо» я ни при каких обстоятельствах продавать не буду, для меня она бесценна.