На восточном участке Большой кольцевой линии начали прокладывать двухпутный тоннель от «Текстильщиков» до «Печатников». Как метростроевцам удалось сэкономить полтора месяца ещё до запуска проходческого щита?
Как доставить щит весом 870 тонн?
«Активно строим восточный участок БКЛ. Его длина – 11,5 км от «Нижегородской» до «Каширской». Этот важный, непростой участок должен быть построен до конца 2022 года», – сказал мэр Москвы Сергей Собянин, давая старт проходке тоннеля от станции «Текстильщики».
Чтобы быстро сооружать подземные «дороги», нужна очень серьёзная техника. Главное подспорье московских метростроевцев – это тоннелепроходческие щиты. На восточном участке БКЛ сейчас работает тоннелепроходческий комплекс «Виктория». «Впервые в московском метростроении щит полностью собирался наверху, а потом опускался в котлован. Благодаря этой технологии мы сэкономили около полутора месяцев. Такой же метод хотим применить на станции «Кленовый бульвар», – объяснил гендиректор АО «Мосинжпроект» Марс Газизуллин.
Для тех, кто далёк от строительства, приведём пару цифр, чтобы можно было представить, насколько непростую операцию проделали в столичном метро. Головная часть «Виктории» весит 870 тонн. Чтобы бережно переместить её под землю уже в собранном виде, потребовался самый настоящий портал не во времени, но в пространстве. Специальная портальная система, которая применяется в Москве, может перемещать технику весом до 1200 тонн. «Викторию» приподняли и аккуратно доставили по рельсошпальной решётке до монтажно-щитовой камеры.
По словам М. Газизуллина, щиту требуется пройти около 1300 метров: «Планируем закончить проходку в июне-июле этого года. К этому времени должны завершить часть станции «Печатники», чтобы вытащить щит и направить его в сторону «Нагатинского затона».
Минус 30 минут от каждой поездки
Напомним, что станция «Текстильщики» (для БКЛ) строится между Шоссейной и Люблинской улицами, там, где они встречаются с Волгоградским проспектом. Она сразу была запланирована как ТПУ (см. инфографику). Когда поедет весь восточный участок Большого кольца, это скажется на передвижениях почти полумиллиона горожан. Жители районов Нагатинский Затон, Печатники, Текстильщики, Нижегородский и Лефортово смогут тратить на дорогу на 10–15 минут меньше, чем сейчас. Плюс снизится нагрузка на Замоскворецкую, Люблинско-Дмитровскую и Таганско-Краснопресненскую ветки метро. Как показывает практика, чем больше подземных маршрутов запускается в городе, тем больше водителей становятся пассажирами главного общественного транспорта столицы. Ну а уменьшение машин на дорогах позитивно влияет на трафик и экологическую обстановку в мегаполисе.
С запуском всей Большой кольцевой линии практически любая длинная поездка на метро станет на полчаса короче. Ведь БКЛ позволит избежать «перепробегов», что особенно актуально для жителей периферийных районов. Раньше им надо было доезжать до Кольцевой, чтобы поменять ветку, после запуска МЦК появился новый пояс пересадок, которые значительно ближе к конечным станциям радиальных линий. Когда откроется БКЛ, число удобных пересадок вырастет в разы и поездки «поперёк» города станут очень быстрыми.
По словам заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрея Бочкарёва, новый подземный круг прокладывают сразу по всей длине: «Из 18 щитов, которые находятся в работе, 12 строят тоннели на Большом кольце метро». Кстати, в ближайшее время начнётся проходка ещё 3 двухпутных тоннелей: от станции «Мнёвники» в направлении «Кунцевской», от «Кунцевской» до «Давыдкова», а весной должны стартовать работы от станции «Кленовый бульвар» в сторону «Нагатинского затона». Прокладывать двухпутные «дороги» выгоднее и быстрее, чем обычные, они и в эксплуатации более экономичные. Так что ждём 2023 года, когда БКЛ заработает целиком.