Сегодня, 15 июня, на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) мэр Москвы Сергей Собянин рассказал, как управляется столица, отдельно остановившись на московской транспортной системе. А также заключил соглашения с губернаторами пяти регионов России о развитии беспилотных авиационных систем, одобрил программу сотрудничества столицы четырьмя регионами и подписал соглашение о сотрудничестве в сфере устойчивого развития с Германом Грефом.
«Доминирующим остается человек»
На сессии форума «Госуправление: между людьми и данными» Собянин рассказал о том, что в управлении городом задействовано большое количество технологических систем, однако они никогда не смогут вытеснить из цепочки принятия решений человека. Ключевые задачи всегда были и будут решаться людьми, а не искусственным интеллектом.
«У нас много механизмов электронного правительства, информационных потоков, их обработки и так далее. Но это все-таки подсобные механизмы, которые позволяют более эффективно принимать те или иные решения. Но идеологически, я считаю, что на сегодняшнем этапе, что бы мы про цифру ни говорили, доминирующим остается человек, его ощущения, его понимание и философия», — сказал мэр.
Он рассказал, как увеличивается город. «Москва (население — прим. ред.) каждые 10 лет растет на миллион. Выросли почти на 1,5 млн. Московская область выросла больше чем на миллион. Количество автомобилей выросло на 500 тыс.», — привел данные Собянин.
В настоящее время в Москве живет 13 млн человек, в Подмосковье — 8 млн человек.
Залог гармоничного развития города — следование в управлении мегаполисом нуждам людей, потребностям жителей.
«Управленческие решения — они же политические, социальные, экономические, финансовые, ресурсные, — мне кажется, наверное, когда-то искусственный интеллект будет за нас принимать их, но для этого он должен полюбить человека, — отметил Сергей Собянин. — Мы же, люди — принимаем решения для людей. Машины будут принимать решения для машин».
МЦК и МЦД могли не появиться
Одним из примеров, когда опыт принимающих решения людей оказался более верен, чем расчеты машин, мэр Москвы назвал строительство МЦК. Эксперты сомневались, что Московское центральное кольцо будет востребовано у пассажиров. Однако город принял решение все равно создавать его и всю необходимую инфраструктуру. Время показало, что это было правильное решение — ежедневно по МЦК ездит более полумиллиона пассажиров.
Еще один подобный пример — МЦД. Необходимость создания похожих транспортных артерий была ясна еще в 1930-х годах, но постоянно откладывалась. Сейчас два «диаметра» введены, введение еще двух запланировано на этот год.
«Мы занимаемся строительством пяти диаметров, каждый из которых является крупнейшим транспортным проектом Европы. Поезда двух уже созданных диаметров перевозят каждый день полмиллиона человек. Два диаметра, которые запускаем в этом году, будут перевозить в сутки миллион человек. Остаётся еще пятый небольшой — для него надо прорыть под Москвой километров 20. Но тоже этим занимаемся», — сказал Собянин.
Беспилотники на службе у города
В рамках ПМЭФа Москва заключила соглашения о сотрудничестве в сфере развития беспилотных авиационных систем с Тульской, Тамбовской, Самарской, Рязанской областями, а также с республикой Башкартостан. В рамках этих соглашений, например, регионы готовятся проводить совместные лётные испытания на базе региональных аэродромов и индустриального парка «Руднево», в котором создаётся Федеральный центр беспилотных авиационных систем с особой зоной свободных полётов — площадью более 100 га и высотой до 500 м.
По обнародованным данным, сегодня в России в гражданском обороте — больше 40 тыс. беспилотников. За 5 лет производство БПЛА выросло в 2,5 раза — сейчас это больше 20 тыс. аппаратов в год. В Москве производство также выросло — более чем в 4 раза. В столице на благо города беспилотники служат уже 6 лет: с их помощью проводится мониторинг использования земельных участков, капитальных построек. Беспилотники же сделали возможным создание «Цифрового двойника Москвы» — системы, помогающей управлять городом.
В Москву с любовью
Мэр подписал соглашения о сотрудничестве на 5 лет с главами четырех российских регионов. Это Калмыкия, Кабардино-Балкария, Омская и Орловская области. В рамках этих соглашений предусмотрен всесторонний обмен информацией и опытом, а также усиление уже имеющегося взаимодействия. Так, предприятия этих регионов выполняют московский госзаказ, а сельхозпроизводители оттуда привозят свой товар на ярмарки и фестивали в столицу.