Минсельхоз констатировал высокую зависимость РФ от импортных семян, но порадовался, что их поставщики не уходят.
Нынешняя посевная, осторожно рапортуют аграрии, проходит без срывов. А что дальше? Ведь санкции могут усилиться. Будет ли что бросить в землю уже нынешней осенью, когда начнётся сев озимых?
Игорь Абакумов, почётный работник АПК России:
— На нынешнюю посевную семян точно хватит — куплены они были ещё осенью прошлого года. Проблемы могут начаться в следующем году. Но и они, думается, пока разрешимы, потому что есть время продумать способы доставки. Фуры не пускают, самолёты тоже, но есть надежда на корабли. В этом есть и плюсы, и минусы. Ведь если посадочный материал доберётся в Россию из-за границы, жареный петух нас так и не клюнет. И мы снова останемся там же, где и сейчас, — зависящими от милости иностранных компаний, почти что потерявшими собственное семеноводство. Видимо, чиновники продолжают считать, что бюджет аграриев бесконечен, а желающие продать нам семена втридорога найдутся — не в США и Голландии, так в Китае и Белоруссии.
При этом своя селекция в России есть. Тогда почему нет семян?
Объясню. Семеноводство состоит из двух важных частей — селекции и размножения полученной элиты. Первая часть — научная, вторая — коммерческая. Селекционеры работают в НИИ, подчинённых Минобрнауке. Селекция — процесс длительный. Сперва выбирают немногие из десятков тысяч скрещиваний. Потом отобранное нужно размножить до объёмов товарных партий. А это тоже дело небыстрое. Тем не менее создать товарные партии — то, что, собственно, и является семенным фондом, — можно за 2 года. Потому что благодаря селекционерам наши сельхозкультуры уже существуют, правда, в маленьких мешочках.
Казалось бы, вот решение: объединить науку и бизнес, и за 2–3 года всё наладится. Но в поисках актора, который должен реанимировать российское семеноводство, буквально глаза разбегаются: за агросектор сегодня отвечают 11 ведомств. И свести их даже на одном совещании — почти неразрешимая задача. Не говоря уже о совместных действиях, на согласование которых уходят не месяцы — годы. Поэтому начинать придётся с административной реформы — подчинения всего, что имеет отношение к сельскому хозяйству, Минсельхозу. Когда будет покончено с межведомственной анархией, с мёртвой точки сдвинется не только семеноводство.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции