Продовольствие в России дорожает в семь раз быстрее, чем в Европе. На фоне падающих восьмой год подряд реальных доходов населения проблема приобретает острейший социальный характер, полагает экономист Владимир Трегубов.
Владимир Трегубов, доцент кафедры национальной экономики ЭМИТ РАНХиГС при президенте РФ, кандидат экономических наук:
— Бюджет на текущий год запланирован с дефицитом. Дефицит надо финансировать, и проще всего это сделать, увеличив налогообложение, в том числе подняв акцизы (как обычно, под предлогом борьбы за здоровый образ жизни). Например, курильщикам придется платить за табачные изделия на 20% больше, так как акциз был поднят. Правда, бюджетные проблемы этим не решить: потребитель перейдет на «серую» продукцию из соседних стран.
Подорожает и алкоголь. Минимальные розничные цены на водку, коньяк и шампанское вырастут от 3% до 6%. Поднимутся акцизы — с 544 до 566 рублей — за литр безводного этилового спирта. Если смотреть по конкретным позициям, то водка станет дороже на 5,7% (с 230 до 243 рублей за 0,5 литра), коньяк — на 3% (с 433 до 446 рублей за 0,5 литра). На бренди и другой крепкий алкоголь минимальная розничная цена вырастет на 2,8% за 0,5 л (до 324 рублей). Минимальная розничная цена на игристое вино и шампанское увеличится на 3% (до 169 рублей за 0,75 литра). И на этом рынке вырастет доля контрафактной продукции.
Ждет нас и рост цен на продукты питания. Во-первых, из-за обязательной маркировки молока, молочной продукции и воды. Во-вторых, из-за девальвации рубля.
По разным оценкам, на маркировку питьевой воды индустрия будет тратить от 3 до 5 млрд рублей ежегодно. Учитывая то, что на фоне пандемии обороты в отрасли сильно упали, нас ожидает рост цен в пределах 3-5%.
Внесет свой вклад в рост цен и подорожание моторного топлива. Несмотря на механизм демпфера, по итогам года ожидается рост на 3-6%. Это означает, что подорожают практически все товары, так как логистика входит в себестоимость любого продукта.
Но основной вклад в рост цен внесет девальвация российской валюты. Прежде всего это коснется импортной техники и электроники: компьютеров, смартфонов, бытовой техники, автомобилей. А также одежды, обуви, лекарств.
Электроника и бытовая техника начали дорожать еще в прошлом году (с начала года рост на 5-20% в зависимости от категории). По информации «Ведомостей», в 2021 году стоимость товаров с применением микроэлектронных компонентов вырастет на 15-40%. Это произойдет вследствие трех факторов: закрытия заводов в Китае вследствие пандемии, обесценения российской национальной валюты, а также роста стоимости морских контейнерных перевозок из-за торговой войны США и КНР. На мировом рынке сейчас остро ощущается дефицит основных компонентов для электроники: ЖК-матриц, модулей компьютерной памяти, экранов для смартфонов, особенно — видеокарт, учитывая недавний взрывной рост биткоина и других криптовалют. Более 80% этих деталей производится в Китае.
Банк России с 2014 года проводит политику плавающего валютного курса рубля. В этом году ослабление национальной валюты, скорее всего, продолжится. Рубль может девальвироваться на 5-10%, хотя он уже считается одной из самых недооцененных валют мира.
Девальвация валюты вносит вклад в инфляцию до 30%, это по оценке самого Банка России. По данным Росстата, официальная продовольственная инфляция составила за прошлый год 4,9%. Примерно такой же темп инфляции прогнозирует ЦБ РФ на текущий год. Эти данные, мягко говоря, уже давно не вызывают доверия.
Более точную динамику отражают данные исследовательского холдинга «РОМИР», который для расчета инфляции использует данные о реальных покупках в магазинах 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением от 10 тысяч человек, представляющих покупательское и потребительское поведение. По данным холдинга «РОМИР», инфляция в прошлом году составила 14%.
Самое неприятное — цены на социально значимые продукты продолжат расти, несмотря на ручное регулирование. Продлевать его на второй квартал правительство, по некоторым данным, не собирается.
Подводя итог сказанному, вынужден отметить, что в новом году вырастут цены практически на все, причем не только на импортные товары, но и на товары-субституты (заменители) отечественного производства. Это закон рынка.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции