В прошлый понедельник международное рейтинговое агентство S&P снизило кредитный рейтинг России до «неинвестиционного» уровня ВВ+. Кто и зачем это делает и почему реакция на оценку - в том числе падение рубля?
Владислав Иноземцев, доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества, профессор НИУ «Высшая школа экономики».
- Российские лидеры поспешили заявить, что это решение носит политический характер, - и для этого у них, несомненно, были определённые основания.
Россия сегодня выглядит достаточно надёжным заёмщиком. Её суверенный внешний долг не превышает 41,5 млрд долл., или 4,0% ожидаемого в 2015 г. ВВП. Это позволяет обслуживать долг без особых проблем. Резервы Банка России превосходят суверенные обязательства страны почти в 9 раз. Угрозы дефолта, на мой взгляд, сегодня нет, как не было и в последние годы.
Прогноз, как у погоды
Проблема заключена именно в политике. Россия сегодня выступает в глазах ведущих стран как государство - нарушитель норм международного права, и санкции, которыми Запад пытается на неё воздействовать, негативно влияют на экономическое положение страны. Несомненно, эти санкции будут и далее ужесточаться - и потому рейтинговое агентство сигнализирует, что у России начались проблемы. По сути, Россия платит сегодня за свою внешнюю политику. Инвесторам посылается сигнал: работая с Москвой, вы играете в рискованную игру. Ведь рейтинг ВВ+, по методологии агентства S&P, присваивается ценным бумагам государств и компаний, которые способны выполнять свои финансовые обязательства, но сталкиваются со «значительной неопределённостью, способной негативно повлиять на уровень кредитного риска».
Предупредить своих клиентов - миссия рейтингового агентства. После кризиса 2008-2009 гг., когда S&P и другие агентства старались не замечать проблемы в американской ипотеке, они стали намного более осторожны и предпочитают перестраховываться. При этом надо помнить, что низкие рейтинги необязательно оправдываются: то же S&P присваивало Греции рейтинг SD (выборочный дефолт) в феврале 2012 г., но дефолта тогда не случилось. Рейтинговые агентства порой провоцируют спекулятивные волны, но, как и на фондовом рынке или на рынке нефти, за их действиями не следует видеть межгосударственные заговоры или провокации - потому и реагировать на их шаги следовало бы спокойнее.
Рубль упадёт ещё?
При этом стоит отметить, что Россия - отнюдь не аутсайдер. По данным портала Trader Economics, в том числе обобщающего аналитику рейтинговых агентств, её кредитный рейтинг составляет 50 пунктов из 100; та же Украина (16 пунктов) находится сегодня ниже нас на 6-7 позиций (ССС+ по S&P, Саа1 по Moody’s и ССС по Fitch) и приближается к уровню «исключительной спекулятивности». Это, конечно, не должно быть нам утешением, но очевидно одно: от снижения рейтинга жизнь не заканчивается.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции