Надежность финансового положения США впервые поставлена под сомнение за прошедшие 7 десятков лет. Международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s (S&P) вчера изменило прогноз по американскому суверенному рейтингу AAA со «стабильного» на «негативный», пояснив это тем, что не уверено в способности правительства Обамы в ближайшее годы сократить бюджетный дефицит.
«Мы понизили наш прогноз по долгосрочному рейтингу со „стабильного“ на „негативный“ из-за того, что США имеют, в сравнении с другими странами, располагающими рейтингами AAA, то, что мы рассматриваем как очень высокий дефицит бюджета и растущую государственную задолженность. И пути решения этих проблем нам не ясны», — цитирует РБК официальное заявление агентства.
Реакция международного финансового сообщества не заставила себя ждать. Мировые рынки показали падение котировок и рост доходности долгосрочных долгосрочных американских гособлигаций; доллар вначале просел, но затем отыграл потери за счёт резко подешевевшего евро; ну а российский рынок ценных бумаг оказался самым чувствительным и буквально рухнул.
Так неужели эксперты S&P вдруг рассказали что-то такое, о чём остальной мир до сих пор не подозревал? И как будет развиваться история с «развенчанием» США? Эксперт независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Анна Бодрова высказывает свою версию:
— Итак, рейтинговое агентство S&P накануне обвалило рынки, допустив саму возможность снижения рейтинга США: в понедельник экономисты понизили прогноз по долгосрочному кредитному рейтингу Соединенных Штатов до «негативного» уровня с прежнего «стабильного».
Рынки капитала отреагировали однозначно, и продажи не заставили себя долго ждать. Шутка ли: у рынка отобрали веру в единственное, что у него оставалось относительно незыблемым — прочность США. Не в Еврозону же верить, с ее долгами, и не в Азию, которая находится на неудачном стыке тектонических плит.
Паника рынков, впрочем, была ограниченной по времени: сегодня ведущие индексы и валюты отыгрывали продажи. Что же произошло?
Для начала, стоит учитывать, что мнения рейтинговых агентств — это не истина в последней инстанции, это всего лишь вывод на основании открытых данных с учетом прогнозов. Аналогично дело обстоит со вчерашним прогнозом S&P: изменился только прогноз по рейтингу, сам рейтинг остался на высоком уровне ААА. И на текущий момент есть вероятность 1/3, что в ближайшие два гожа этот рейтинг будет каким-то образом пересматриваться.
Претензии экономистов к США все те же — высокий уровень бюджетного дефицита и огромные государственные долги. Все это было известно и до публикации пересмотренного прогноза. Добавляем сюда тот факт, что рынки были перегреты — и логичное объяснение для продаж понедельника готово.
Обращу внимание, что то же агентство S&P не видит появления новых особенных проблем: агентство признает, что диверсификация экономики США присутствует, равно как и её гибкость, а монетарная политика логична текущим обстоятельствам, так как сдерживает инфляцию и стимулирует производственный рост.
Таким образом, новость S&P просто оказалась для рынка неожиданностью: пока все смотрели на Еврозону, рейтинговое агентство анализировало Штаты. И долгосрочного влияния подобной информации на рынок ждать не стоит, потому что, опять же, ничего нового S&P рынкам не сообщило.
Можно сколь угодно долго рассуждать о том, что жить в долг Штаты не смогут бесконечно, что сама американская экономика нежизнеспособна без постоянно запущенного печатного станка, что вопрос дефицита бюджета рано или поздно придется решать, а решения у него нет. Наконец, что сверхдержава упадет со своего пьедестала, хотя бы потому что Китай уже наступает ей на пятки. Поводов для подобных споров и правда немало. Однако факт остается фактом: восстановление экономики США идет, и одно это поддерживает все мировые торговые площадки. И потом, какие могут быть рейтинги, если скоро кончится QE2? Вот чего стоит бояться.
Наша справка
QE (quantitave easing) или программа количественного ослабления — это вброс денег в экономику, в народе больше известный, как запуск «печатного станка». Правительство США дважды прибегало к этой мере с целью стимулировать инфляцию и тем самым восстановить активность реального сектора. Первый раз (QE1), с сентября