Сергей Игнатов, эксперт по экономическим вопросам
Санкции являются не только негативным фактором, но и необходимым импульсом для активизации процесса строительства нового современного экономического дома на уже имеющемся фундаменте.
Развитие такой страны, как Россия, невозможно без современной, технологичной, индустриальной экономики, для создания которой в текущий сложный период у нас есть все возможности. Отмечу: не нужно думать, что можно покрасить советские заводы новой краской и промаслить станки 1957 года выпуска, нужна именно современная высокотехнологичная индустриализация, нужно менять краткосрочное моделирование бизнеса на долгосрочное развитие, что возможно при максимальной поддержке и содействии государства во всех аспектах: экономических, юридических и политических.
Наблюдая стремительное снижение стоимости рубля, постоянно повышающуюся ключевую ставку, зависимость страны от западных денег, возникает вопрос: неужели всё так плохо, неужели мы ничего не можем? При этом у нас есть и капиталы, и ресурсы: одних государственных фондов с избытком хватает для покрытия годовых долларовых обязательств всей страны, и годового сальдо торгового баланса страны тоже с избытком будет достаточно для покрытия всех годовых обязательств. Более того, давайте посмотрим баланс внешнего долга РФ.
Официальные цифры показывают, что чистый внешний долг на 1 июля 2014 года составляет 300 млрд долларов США. Краткосрочные обязательства в семь раз меньше краткосрочных активов. Что это значит? Получается, что российская экономика финансирует себя сама через третьи страны, оставляя там существенные комиссии в различных формах: как в виде процентного платежа, так и в виде оформления бизнеса в удобных юрисдикциях — что потом вынуждает нас бороться с деоффшоризацией. Национальная экономика финансируется в валюте, что создаёт существенные валютные риски и зависимость конкретных предприятий от внешних факторов.
Рублёвой ликвидности практически нет, а если есть, то до реального сектора кредиты доходят с двузначными процентными ставками, часто выше 20–25 % годовых. При таких издержках национальный продукт либо не может конкурировать с западными аналогами, либо разгоняется инфляция. Кредиты в валюте также не являются спасательным кругом: при достаточных запасах валюты в стране они, как оказалось, могут быть увеличены в разы в течение нескольких месяцев для предприятий с выручкой в национальной валюте за счёт девальвации последней, что также неизбежно приведёт к сопоставимой инфляции.
Считаю совершенно необходимым создание суверенной финансово-банковской системы, в том числе национальной платёжной системы и монетизации экономики.
Для начала необходимо увеличить денежную массу в размере внешнего объёма кредитов российских предприятий с целью доведения финансирования до национальных производителей и рефинансирования кредитов национальной валютой. Ставки должны быть на уровне текущей доходности валютных активов плюс издержки и доходность финансовых институтов, то есть до конечного производителя должна дойти ставка в размере 5–8 % годовых в рублях, а сроки необходимы не ниже периода окупаемости проекта. В течение трёх – пяти лет денежную массу можно увеличить минимум в два раза, направив деньги целевыми программами на индустриализацию (проектное финансирование, инфраструктурные проекты, поддержка национальных несырьевых секторов экономики), что добавит около 30 трлн рублей в национальную экономику. При таком увеличении денежной массы показатель монетизации экономки может лишь приблизиться к уровню западных стран (в РФ значение этого показателя около 0,45, в развитых странах он находится на уровне 0,7–0,8, а иногда близок к единице, в Китае — 1,5). Это неизбежно приведёт к существенному снижению издержек, повышению конкурентоспособности, снижению валютных рисков, в результате — к снижению инфляции и повышению инвестиционной привлекательности страны. Деньги должны пойти на увеличение уровня и качества жизни только через создание и модернизацию производств, а не через потребление.
Дешёвые и длинные национальные финансовые ресурсы, направленные на развитие производств, в комплексе с государственной поддержкой смогут стать необходимым топливом для возрождения национальной экономики.
Чистая позиция по внешнему долгу РФ на 1 июля 2014 года (по секторам экономики) млн долл. США по данным ЦБ РФ
Долг |
Внешние активы |
Чистая позиция |
|
Всего: |
734 000 |
1 036 633 |
-302 633 |
Краткосрочные |
94 348 |
671 950 |
-577 602 |
Долгосрочные |
639 652 |
364 683 |
274 968 |
Органы гос. управления |
59 924 |
63 058 |
-3 134 |
Центральный банк |
16 070 |
432 290 |
-416 220 |
Банки |
208 905 |
288 655 |
-79 750 |
Прочие секторы |
449 102 |
252 631 |
196 471 |
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции