«Вагонкой» в народе называют Дзержинский район города, где располагается крупнейшее по площади (827 тыс. кв. м) предприятие мира - «Уралвагонзавод» (УВЗ). И родом отсюда не только легендарные танки T-34 и T-72, но и каждый второй грузовой вагон, колесящий по просторам России. Корреспондент «АиФ» приехала на завод посмотреть, как живётся предприятию, попавшему летом 2014 г. под западные санкции.
Обед по-советски
7 утра. Над «Вагонкой» - звук парового гудка. Он зовёт на работу сотрудников завода аж с 1936 г. - момента основания предприятия! На 4-метровых тротуарах главного проспекта Вагоностроителей - людское море, совсем как в советских фильмах. На первую смену идут и едут 12 тыс. человек. А всего на предприятии более 30 тыс. сотрудников.
Аналогии с советским прошлым возникают и в заводской столовой. Обед (первое, второе, компот и булочка) стоит чуть больше 80 руб., и часть этих затрат рабочим компенсируют. Впрочем, на этих внешних признаках сходство с временами СССР заканчивается. «Уралвагонзаводу», на 100% государственному предприятию, приходится выживать в жёстких условиях рынка. «Тяжелее всего было в середине 90-х, - вспоминает Владимир Рощупкин, исполнительный директор УВЗ. - Тогда зарплату не получали по 7-9 месяцев, а завод не растащили на металл только потому, что в каждом цехе было организовано дежурство».
До 2000 г., когда на предприятие пришёл первый за долгое время военный заказ (он был экспортным, для Индии), здесь крутились как могли. Например, запустили гражданское производство погрузчиков и экскаваторов и таким образом сохранили людей и оборудование. В 2007 г. получили небольшой госзаказ и от своей страны - и только начали поднимать голову, как грянул кризис 2008 г. Стоял вопрос об остановке конвейера по производству вагонов, но государство оказало заводу поддержку. И уже в 2011 г. предприятие вышло на объёмы советского периода, а в 2012 г. побило рекорды по выпуску, отправив заказчику 28 тыс. вагонов.
Нынешняя помощь государства - оборонзаказ. Благодаря ему на заводе идёт масштабное перевооружение: до конца 2014 г. планируют приобрести более 450 единиц разного оборудования. В 2015 г. предприятие должно выпустить танк нового поколения «Армата». 9 Мая эта машина проедет в Параде военной техники на Красной площади…
Где деньги?
Постоянная работа без угрозы увольнений (сокращений здесь не планируется!), средняя зарплата - почти 33 тыс. руб., своя поликлиника, дворцы спорта, которые можно посещать за символическую плату… Когда 2 года назад в то время начальник сборочного цеха «Уралвагонзавода», а ныне полпред Президента РФ в УРФО Игорь Холманских заявил Владимиру Путину, что готов с мужиками выйти на улицу в противовес оппозиционным митингам, он собирался отстаивать именно эту стабильность.
Стабильность, однако, отнюдь не отсутствие проблем. Одна из главных на «Уралвагонзаводе» - кадровая. «Не хватает людей с высшим техническим образованием, станочников, которые встали бы за современное оборудование, - продолжает В. Рощупкин. - Выпускники нижнетагильских школ поступают учиться в вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и обратно не возвращаются. Поэтому наши кадровые службы работают в других крупных городах, ищут специалистов».
Молодёжь уезжает из Нижнего Тагила за более высоким уровнем жизни в города, где хорошие дороги, большие развлекательные и торговые центры и массово строится жильё. «Я не cовсем согласен с бюджетной политикой, - говорит В. Рощупкин. - Мы вот здесь за забором (кивает в сторону предприятия) не торгуем нефтью и газом, а выпускаем реальный продукт, который можно пощупать и который пользуется спросом и в России, и за рубежом. Так почему же практически все заработанные нами деньги (кроме 13%) уходят из города в регион и в столицу?! Почему не оставить здесь хотя бы четверть из них и не построить нормальные дороги и дома? Может, и утечка мозгов и рабочих рук прекратится…»
Несколько месяцев назад «Уралвагонзавод» попал под антироссийские санкции. С одной стороны, это проблема: многое оборудование приобреталось в Европе. «С другой стороны, это только подстёгивает, - говорит Владимир Васьков, инженер-конструктор, работающий в подразделении УВЗ, выпускающем нестандартное оборудование. - Будут найдены другие поставщики, например, из Белоруссии, Китая. Да и возможности российских предприятий недооценены».
Несмотря на санкции и непростую экономическую ситуацию в стране, «Уралвагонзавод» не планирует скатываться в глубокий кризис. В 2015-2016 гг. здесь рассчитывают сохранить объёмы производства вагонов и запустить в производство их инновационную модель, выйти на рынок с экскаваторами, погрузчиками и тракторами для коммунального хозяйства, повысить зарплату сотрудникам. Оптимизм и стойкость здесь, наверное, в генах. Дедушки и бабушки сегодняшних заводчан в 30-х гг. прошлого века, меся лаптями грязь, построили крупнейшее и самое современное на тот момент предприятие мира. В 40-х они за три месяца собрали перевезённый из Харькова танковый завод и, ночуя в вырытых землянках, каждый день поставляли на фронт по 25 танков T-34, лучшее оружие Второй мировой войны. Разве можно позволить умереть или зачахнуть этой промышленной легенде?