Россиянин может вернуть купленный в Сети товар, если его реальный вид отличается от того, что есть на фото, сообщает Роскачество. Причем аргумент «у всех разная передача цвета на гаджетах» тут не сработает. А можно ли вернуть покупку, если цена после «черной пятницы» оказалась выше, чем после нее, или если товар не устроил по другим причинам? О нюансах для aif.ru рассказала адвокат Анна Аржанникова.
Антонина Лопаева, aif.ru: — Анна, если товар покупается в день распродаж через интернет-платформу, от него потом можно отказаться?
Анна Аржанникова: — Да, это можно сделать в любое время до его передачи потребителю продавцом либо уполномоченным им лицом. А после передачи товара — в течение 7 дней. Но при этом должен быть сохранен товарный вид покупки, его свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Любое уменьшение такого 7-дневного срока либо указание на то, что товары по акции обмену и возврату не подлежат, является незаконным.
— То есть это работает, даже если после покупки человек понял, что она ему не нужна?
— Как правило, да. Но потребитель не может отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем (п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей). Под эту категорию попадает, например, мебель, заказанная по индивидуальным размерам, пошитое для вас платье и прочие вещи, изготовленные на заказ.
— А как же быть с «невозвратными товарами» — бельем, косметикой, лекарствами?
— Их тоже можно вернуть в течение недели, и Роскачество не раз указывало на это. Время на возврат покупки может увеличиться до 3 месяцев, если продавец не предоставил информацию о порядке и сроках возврата.
— Как возвращаются деньги?
— При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара. На это по закону дается не более 10 дней с даты предъявления требования.
— Допустим, товар пришел бракованный. Как будет проходить возврат?
— Если товар получен с недостатками, ненадлежащего качества, действуют общие правила как для онлайн-, так и для офлайн-покупок. У потребителя есть возможность заменить товар на новый, на перерасчет стоимости, а также на возврат продавцу такой покупки. В этом случае расходы по доставке товара уже ложатся на продавца.
Кроме того, учитывая, что товары по акции куплены значительно дешевле их обычной стоимости, потребитель может потребовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент удовлетворения требования потребителя.
— То есть если фен был куплен, условно, за две тысячи рублей, а после распродажи он стоил 4, то можно требовать возврата 4 тысяч рублей?
— Верно, но только в случае, если фен не работает. Если он просто не понравился — так поступить не получится.
— Что делать, если продавец отказывается передать товар по заявленной цене и говорит, что изделие закончилось на складе или произошел технический сбой?
— В последнее время эти потребительские споры происходят все чаще. Это незаконно, вы вправе требовать передачи товара по первоначально установленной продавцом цене. Вы можете не соглашаться на расторжение договора, а также взыскать неустойку за нарушение срока передачи покупки, который был оговорен изначально.
Кроме того, я всегда советую помнить, что агрегатор (интерет-магазин) и продавец — это разные лица, претензии вы будете предъявлять к продавцу, а ответственность агрегатора очень ограничена. На владельцев агрегаторов возлагается ответственность за убытки потребителя из-за недостоверных сведений о товаре либо продавце. Также агрегатор вернет деньги, когда товар не доставлен (услуга не оказана) в срок и потребитель в связи с этим направил продавцу уведомление об отказе от него и сообщил об этом владельцу агрегатора.