Можно ли отменить ошибочный перевод денег по QR-коду через СБП?
Все больше российских магазинов подключается к сервису оплаты по QR-кодам с помощью Системы быстрых платежей (СБП). Об этом пишет РБК со ссылкой на представителей крупных банков-эквайеров. Интерес продавцов к такому способу оплаты возрос на фоне прекращения работы сервисов Apple Pay и Google Pay с картами российских банков.
Как осуществляется оплата по QR-кодам?
В начале 2019 года Банк России и Национальная система платежных карт запустили Систему быстрых платежей. Она дает возможность пользователям переводить средства между счетами разных банков по номеру телефона. Также клиенты могут оплачивать покупки с помощью QR-кода. Это делается следующим образом:
• покупатель сканирует QR-код, размещенный рядом с кассой офлайн-магазина или на сайте онлайн-магазина. Это можно сделать в мобильном приложении банка или с помощью камеры смартфона;
• во втором случае на экране смартфона появляется окно для перехода в банковское приложение;
• пользователь вводит сумму покупки (при необходимости) и подтверждает платеж в мобильном приложении выбранного банка;
• деньги мгновенно поступают на счет продавца.
Можно ли отменить ошибочный перевод при оплате по QR-коду?
Да, ошибочный перевод вернуть можно. В августе 2021 года Центробанк сообщил «Известиям», что в СБП заработал механизм взаимодействия между банками, позволяющий вернуть ошибочный или мошеннический перевод. На тот момент сервис эксплуатировали 130 банков.
Как вернуть ошибочный перевод?
Клиент-плательщик или клиент-получатель может обратиться в свой банк о проведении корректировки или отмены операции в СБП. Если кредитная организация подключена к сервису взаимодействия, она может направить обращение на возврат средств во второй банк. Однако пока возмещение осуществляться не в обязательном порядке, а по желанию финансовых учреждений.
Через какое время могут вернуть деньги?
В СБП период разбирательства составляет 15 календарных дней.
Источники:
https://www.rbc.ru/finances/29/03/2022/62417cb39a7947ddc591f7b5