Примерное время чтения: 6 минут
1194

Как вернуть деньги за некачественный товар?

Категория:  Права потребителей
Ответ редакции

Если покупка оказалась некачественной, закон дает потребителю право на расторжение договора и возврат денег. Это предусмотрено ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей». Как правильно вернуть деньги за некачественный товар и в чем особенности возврата онлайн-покупок, aif.ru рассказал эксперт.

Как расторгнуть договор и вернуть деньги за некачественную покупку? 

Процедура возврата денег не зависит от того, что возвращает покупатель. Алгоритм действий един: собрать документы, составить заявление и направить их продавцу. 

Какие документы нужны для возврата денег за некачественный товар? 

Конкретный перечень документов, которые нужны для возврата товара, нигде не закреплен, однако по судебным решениям в пользу потребителя и отдельным нормам закона можно понять, что именно нужно собрать. 

1.     Заявление о расторжении договора купли-продажи и возврате денежных средств за товар

Заявление нужно составить в письменной форме. Это важно, потому что в случае, если продавец откажется возвращать деньги, нарушит сроки возврата или возникнут другие трудности, копия заявления с отметкой о принятии продавцом станет доказательством в суде или Роспотребнадзоре. По тексту заявления можно проследить кто, когда и что требовал от продавца.

«Недобросовестный продавец может отказаться принимать заявление или ставить на копии отметку о принятии заявления к рассмотрению — в таком случае нужно отправить документы по почте на юридический адрес магазина», — рассказала aif.ru юрист Ангелина Малышева. Адрес можно найти в выписке ЕГРЮЛ или ЕГРИП по названию или ИНН продавца на сайте https://egrul.nalog.ru/index.html.

2.     Документы о покупке

По словам Малышевой, закон не обязывает предоставлять именно чек о покупке — важно, чтобы документ содержал необходимую информацию о совершении сделки между продавцом и покупателем: наименование продавца, название и цену товара, дату покупки. «Чтобы доказать покупку товара в конкретном магазине, можно предоставить гарантийный талон, выписку из интернет-банка или банковского приложения о безналичной оплате, попросить продавца сформировать копию чека, если кассовый аппарат имеет такую функцию», — прокомментировала эксперт.

Продавец не имеет права отказать в расторжении договора купли-продажи и возврате денег, если покупатель не сможет предоставить чек или другой документ, подтверждающий покупку. Важные обстоятельства можно установить с помощью свидетельских показаний или записей с камер видеонаблюдения.

3.     Документ, удостоверяющий личность 

Если продавец решит вопрос о возврате денег в пользу потребителя, последнему понадобится паспорт, чтобы получить обратно деньги за товар. Требование об идентификации личности покупателя установил Центробанк — оно является обязательным для организаций, ведущих кассовый расчет.  Вместо паспорта можно предоставить временное удостоверение личности или военный билет (для военнослужащих) — водительское удостоверение, копия паспорта или загранпаспорт не являются документами, удостоверяющими личность.

Как составить заявление о расторжении договора и возврате денег за некачественный товар?

Обязательных требований к составлению заявления нет, однако для достижения положительного результата необходимо соблюдать общие требования к составлению документов и придерживаться сложившейся формы таких заявлений.

В шапке заявления нужно указать:

  • наименование продавца (ИП или ООО) и название магазина, где купили некачественный товар (например, ИП Иванов И. И., а магазин «Ромашка»);
  • юридический и фактический адрес продавца;
  • данные покупателя: ФИО, адрес, телефон для связи или адрес электронной почты.

В основном тексте заявления нужно описать обстоятельства покупки и причины, по которым покупатель считает товар некачественным. Все, что указано в заявлении, необходимо подтвердить документами или другими доказательствами. Например, брак товара или его дефекты работы можно доказать заключением эксперта, фотографиями или видеозаписью.

В конце нужно указать требования к продавцу о расторжении договора купли-продажи и возврате денег за товар.

Что будет, если продавец откажется возвращать деньги?

За незаконный отказ в возврате денег за некачественный товар к продавцу могут быть применены следующие меры ответственности:

  • неустойка и штраф.

Ответственность

Размер 

Основание

Неустойка

1% за каждый день просрочки

ст. 13, 22, 23 закона о защите прав потребителей

Штраф

50% от присужденной судом суммы, за исключением компенсации морального вреда

п. 6 ст. 13 закона о защите прав потребителей

  • компенсация морального вреда (ст. 15 закона о защите прав потребителей). Просить можно любую сумму, но насколько она обоснована и сколько реально будет взыскано, решит суд.
  • штраф по ст. 14.8 КоАП РФ за недонесение до покупателя информации о товаре или включение в договор незаконных условий. «К такой ответственности продавца может привлечь Роспотребнадзор, но покупатель ничего не получит — штраф взыщут в пользу государства», — объяснила юрист.

Как вернуть покупку в интернет-магазин?

Права потребителя в случае покупки дистанционным путем закреплены в ст. 26.1 закона о защите прав потребителей. Покупая онлайн, вернуть товар бывает гораздо проще, отметила Малышева. «Такой товар можно вернуть в течение 7 дней без объяснения причин. Дистанционная торговля предполагает, что покупатель не видел товар вживую, не мог его проверить. Важно, что эти правила работают только при покупках в интернет-магазинах — такие сервисы, как, например, Юла, к ним не относятся», — прокомментировала эксперт.

Срок возврата может быть увеличен с 7 дней до трех месяцев в случае, если интернет-магазин не проинформировал покупателя о сроках возврата товара или приложил памятку без перевода на русский язык, рассказывает эксперт.

Можно ли вернуть товар, если приобрел его через маркетплейс?

Многие продавцы не имеют своего интернет-магазина и реализуют товар через агрегаторы или маркетплейсы.

«У агрегаторов и маркетплейсов есть свои правила возврата товара, чтобы облегчить эту процедуру для потребителя. Однако, если возникнут проблемы, судиться придется напрямую с магазином», — отмечает Малышева.

Источники:

http://www.consultant.ru/

https://journal.tinkoff.ru/vozvrat-tovara-v-internet-magazin/

https://egrul.nalog.ru/index.html

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах