Схема, когда владельцы банковских карт сами переводят деньги мошенникам или дают им доступ к интернет-банку, самая популярная. Со своими жертвами они связываются любыми доступными способами — звонят, пишут в соцсетях, присылают смс-сообщения. Вот, например, совсем недавний случай из Ульяновска, где пенсионерка перевела аферистам более 250 тысяч рублей. Женщина получила сообщение, где говорилось о блокировке ее карточки, и указывался номер телефона, по которому необходимо связаться с банком. На том конце провода пенсионерке велели дойти до ближайшего банкомата и произвести ряд манипуляций с собственной карточкой. В результате счет женщины опустел на 263 тысячи рублей.
В арсенале злоумышленников десятки способов по надувательству доверчивых граждан. Вместе с экспертами банковского сектора АиФ.ru рассказывает, как распознать телефонного мошенника.
«Алло, это из банка»
В основном злоумышленники сами звонят потенциальным жертвам — при вербальном общении мошеннику легче понять, насколько собеседник финансово грамотен и насколько готов расстаться с накоплениями. Звонящие обычно представляются работниками службы безопасности банка и под различными предлогами (например, идентификация личных данных или разблокировка счета) просят назвать номер карты, срок ее действия, CVC-код, или логин и пароль от интернет-банка.
По словам аналитика банка Хоум Кредит Станислава Дужинского, выдают мошенника как раз вопросы, которые он задает — настоящий сотрудник настоящей финансовой организации никогда не спросит у клиента персональную информацию, такую, как CVC-код или логин/пароль от личного кабинета.
«Запомните: банк всегда знает ваш номер счета, номер карты, кодовое слово и другую важную информацию. Работник колл-центра никогда не будет звонить вам с просьбой уточнить такую информацию, просто потому, что он и так ее знает. Также, когда вам звонит оператор банка, он называет вас по имени-отчеству, мошенник же часто не знает вашего имени и даже названия банка, в котором вы обслуживаетесь. Мошенник просто звонит наугад, называя самый крупный банк, в надежде, что попадет в точку», — рассказывает советник председателя правления Ассоциации «Финансовые инновации» Андрей Коркишко.
Эксперт советует — в случае, если вам позвонили из «банка», попросите собеседника назвать ваши фамилию/имя/отчество. Чаще всего уже на этом вопросе мошенник раскалывается.
«Если каким-то образом такие данные у мошенника есть, то спросите, зачем ему ваши данные, которые в принципе не нужны для совершения каких-либо внутренних операций банка. Ведь банк все равно знает все ваши данные и настоящий оператор колл-центра позвонит вам только для подтверждения какой-либо сомнительной операции. Но для этого ему не нужна секретная информация. Ему будет достаточно суммы платежа и паспортных данных, а пин-код, СМС-номер, пароль и сроки действия вашей карты ему не нужны от слова совсем», — отмечает Коркишко.
После такого допроса мошенники на том конце провода поймут, что вашими деньгами им поживиться не удастся, и повесят трубку.
В свою очередь Дужинский рекомендует после таких звонков обращаться на горячую линию своего банка (ее номер обычно указан на карточке) и уточнять действительно ли сотрудник финансовой организации связывался с вами и зачем просил назвать конфиденциальную информацию. «С большой долей вероятности вам скажут, что никто из банка с вами не связывался», — говорит эксперт.
«Перейдите по ссылке»
Бывает, что на телефон приходят смс с текстом, например, о том, что банковский счет заблокирован, а разблокировать его можно, перейдя по ссылке или позвонив по указанному в смс номеру.
Переход по такой ссылке гарантирует заражение смартфона вредоносной программой, которая откроет мошенникам доступ к вашему гаджету и, соответственно, к мобильному приложению и счетам, опустошить которые злоумышленники смогут за считанные минуты. Запомните: ни по каким ссылкам, которые приходят с незнакомых номеров, переходить нельзя. Во-первых, перейдя по ссылке, разблокировать счет невозможно. Во-вторых, не поленитесь позвонить на горячую линию и уточнить, действительно ли банк рассылал подобные сообщения. Для связи с финансовым учреждением используете только тот номер, который указан на карточке или на официальном сайте вашего банка, напоминает Дужинский.
Просто сравните эти номера с тем, который прислал т.н. «банк» в сообщении о блокировке счета. Скорее всего, там будет самый обычный мобильный, позвонив по которому, вы прослушаете долгую рекламу (музыку/уведомления, что в настоящее время все операторы заняты) а потом обнаружите, что с вашего телефона списаны деньги за этот звонок.