Примерное время чтения: 12 минут
1970

«У Меньшова больше». Бухгалтер Госкино раскрыла гонорары советских звезд

Эльдар Рязанов, Александр Абдулов, Ирина Муравьева, Владимир Меньшов, Александр Михайлов, Георгий Вицин.
Эльдар Рязанов, Александр Абдулов, Ирина Муравьева, Владимир Меньшов, Александр Михайлов, Георгий Вицин. Коллаж АиФ

70-летняя Марина Прохорова работала бухгалтером в Госкино в 80-е годы. Именно в это время были выпущены в прокат фильмы «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби», «Карнавал» и другие советские хиты. Сколько же получали актеры и режиссеры, которые расписывались в ведомостях Марины Владимировны?

Все вопросы — к Брагинскому

На любом предприятии бухгалтер — главный человек. Именно к нему в советское время все сотрудники, от директора до уборщицы, приходили за зарплатой. Не составляло в этом плане исключения и «Союзинформкино» — всесоюзное объединение Главного управления кинофикации и кинопроката Госкино СССР. Оно было создано в 1973-м для ведения информационно-рекламной работы по пропаганде лучших фильмов, выходящих на экраны страны. Именно там в 1980-е годы и трудилась Марина Прохорова.

Она была знакома со всеми звездами советского экрана и порой не стеснялась делать им замечания. Например, после выхода фильма «Ирония судьбы, или С легким паром» бухгалтер подошла к его создателю Эльдару Рязанову.

«По сюжету фильма герой Андрея Мягкова жил в Москве по адресу: 2-я улица Строителей, д. 25, — рассказывает Марина Владимировна. — А я в то время как раз жила на 2-й улице Строителей в Москве. И сказала Рязанову, что он что-то напутал, что на этой улице никогда дома № 25 не было».

«Ирония судьбы, или С лёгким паром», 1975 г.
«Ирония судьбы, или С лёгким паром», 1975 г. Кадр из фильма

Как вспоминает бывший бухгалтер, Рязанов на это замечание несколько смутился и ответил, что все подобные вопросы надо задавать не ему, а сценаристу картины Эмилю Брагинскому. Это, мол, он чего-то там с адресами напутал. И ехидно добавил, что впредь будет иметь в виду внимательность и эрудированность Марины Владимировны и всегда консультироваться с ней по фильмам.

Сотни надушенных писем Абдулову

Похожая история у Прохоровой произошла и с культовым советским режиссером Татьяной Лиозновой. В 1982 году вышел в прокат ее фильм «Карнавал» с Александром Абдуловым и Ириной Муравьевой в главных ролях. И вот по сюжету фильма герой Абдулова живет в доме № 45 по улице Большая Ордынка.

«А это не жилой дом! — акцентирует Марина Владимировна. — По этому адресу находилось наше „Союзинформкино“! После выхода фильма тысячи женщин и девушек принялись писать Абдулову письма. Но куда? Конечно же, на тот адрес, по которому он „жил“ в фильме».

«Карнавал», 1981 г.
«Карнавал», 1982 г. Кадр из фильма

По словам нашей собеседницы, сотни писем каждый день приходили в «Союзинформкино» на имя Абдулова.

«И наша секретарша Катя была вынуждена их разбирать, — вспоминает бывший бухгалтер. — Ох, как она плевалась! Говорила, что ее уже тошнит от этих писем. И тошнило в буквальном смысле — почти все они были надушены, отправительницы запечатлевали на них отпечатки своих губ тоже сильно пахнувшей помадой».

Сотрудницы «Союзинформкино» попеняли Лиозновой, мол, зачем вы указали в своем фильме адрес нашей конторы? А та, по словам Прохоровой, заявила, что она художник, так видит, и вообще, ее фильм, что хочет, то и делает. Потом сотрудники договорились с почтальоном, что он будет приносить им только официальные письма с юридических адресов.

«Асса» в одежке

Кстати, Марине Прохоровой удалось принять участие в фильме «Карнавал» в качестве актрисы. Точнее, танцовщицы. Она с детства занималась в секции танца Дворца пионеров, и это прекрасное искусство оставалось ее хобби еще долго в жизни. Юная Марина попала в тот самый знаменитый эпизод танца на песню «Позвони мне, позвони». Она вспоминает, что ее первые и единственные в жизни съемки дались очень тяжело — коротенький эпизод снимали весь восьмичасовой рабочий день.

«Ирина Муравьева тогда сильно обиделась на Лиознову за то, что та не дала ей самой исполнить песню, — отмечает Прохорова. — Хотя у нее был неплохой голос, ей пришлось танцевать под фонограмму. Тогда она была молодой и немного капризной, придиралась к мелочам. Лиозновой это не нравилось, она была очень строгим режиссером».

«Союзинформкино» обеспечивало продвижение фильмов, выходящих на советский экран. Продвижение заключалось в производстве афиш, буклетов, но главное — премьерных выступлениях актеров и режиссеров. По словам Марины Владимировны, больше всего ей запомнилась премьера фильма «Асса».

Татьяна Друбич в фильме «Асса».
Татьяна Друбич в фильме «Асса». Кадр из фильма

«Режиссер Сергей Соловьев хотел непременно сделать премьеру в кинотеатре „Ударник“, — вспоминает наша собеседница. — Но проблема — в нем не было гардероба. Тогда Соловьев заявил, чтобы ему дали денег, он купит вешалки и развесит их при входе в фойе, вот и будет импровизированный гардероб. Деньги дали, вешалки он купил. Но никто не стал раздеваться, все привыкли, что в „Ударнике“ не раздеваются».

Несмотря на то, что люди сидели на премьере одетые, она, по мнению Марины Владимировны, прошла шикарно. Перед показом фильма выступил сам Соловьев, выступила и исполнительница главной женской роли, его жена Татьяна Друбич. А вот Цой на премьеру не попал, не смог вырваться из Питера, где тогда жил.

Вицин: за детей денег не возьму

«И вот за каждое премьерное выступление мы актерам и режиссерам платили, как за полный съемочный день, — акцентирует Прохорова. — Даже если он всего лишь 15 минут выступил. Самые высокие ставки, как я помню, были у Эльдара Рязанова и Владимира Меньшова — 25 руб.».

Она вспоминает грустную историю с исполнителем главной роли фильма «Любовь и голуби» Александром Михайловым. Он был очень скромным человеком, но однажды пересилил свою скромность и пришел в бухгалтерию, чтобы узнать — какая у него сейчас ставка? После блистательных ролей в хитах «Любовь и голуби», «Мужики».

Кадр из фильма «Любовь и голуби», 1984 год
 «Любовь и голуби», 1984 год. Кадр из фильма

«Я тогда заглянула в ведомость и ответила, что его ставка — 5 руб., — говорит Марина Владимировна. — Он сразу поник, погрустнел. Это ведь очень мало для такого заслуженного артиста, как он. Ему было очень обидно. Потом мы стали разбираться и добились, чтобы Михайлову платили ставку 25 руб. — максимальную».

А еще она вспоминает, как однажды был детский утренник в кинотеатре «Москва». Там ребятам показывали нарезку из фильмов Леонида Гайдая. И на нем выступал Георгий Вицин.

«И вот Вицин категорически отказался от гонорара, — говорит Марина Владимировна. — Сказал, что для детей только бесплатно будет выступать. А все знали его страсть. Вицин по дворам ходил и бездомных кошек и собак подкармливал. Я ему ответила, что эти деньги — на животных. Только тогда он согласился взять гонорар».

С большой теплотой она вспоминает и другого участника «гайдаевской троицы» — Евгения Моргунова. Он без шуток вообще не мог общаться. Был такой эпизод. «Союзинформкино» отдали помещение бывшего красного уголка на Полянке. Его пошли осматривать Марина Владимировна и Евгений Моргунов.

«И там в коридоре висела картина „Три богатыря“, — говорит наша собеседница. — Мы обсуждаем, что ее, наверное, надо убрать. И тут Моргунов вступает, мол, ни в коем случае, пусть висит. Это, мол, символы советского кино: Адомайтись, Будрайтис и Банионис. Тогда же постоянно приглашали прибалтийских режиссеров».

Никакой не контролер

А еще Прохорова вспоминает случай, когда Моргунов ехал в автобусе и решил сыграть роль контролера. Потребовал предъявить билеты, а у одной пассажирки его не оказалось. Тогда он нахмурился и велел ей выйти из автобуса. Женщина подчинилась. Актер пошел, а она за ним. Он обернулся и сказал, что идет домой, а она чего за ним увязалась? И потом признался, что никакой он не контролер, а просто пошутил.

Сейчас Марина Владимировна уже давно на пенсии, она живет в геронтологическом центре «Юго-Западный», расположенном на улице Островитянова. Там за ней обеспечен круглосуточный уход. Своими воспоминаниями о работе в Госкино Прохорова поделилась в преддверии Дня пожилого человека, праздника, который она очень любит и который широко отмечается в учреждениях для пожилых людей в Москве.

Как отметил мэр Москвы Сергей Собянин, в столице проживает около 3 млн человек старшего возраста. Больше 400 тыс. перешагнули 80-летний рубеж, а больше 1000 человек отметили 100-летний юбилей.

Москва уверенно входит в тройку лидеров по продолжительности жизни среди регионов России и стремится войти в мировой клуб долгожителей, где средняя продолжительность жизни превышает 80 лет.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах