Стоимость самых разных товаров зависит от целого ряда факторов — это и зарплата продавцов, и аренда помещения, и транспортные расходы. Продавцы вольны сами устанавливать ценник на свою продукцию, за исключением некоторых товаров, регулируемых государством. Предельные цены, например, на лекарства, медицинские изделия, детское питание, устанавливаются властями. В остальных случаях магазины сами определяют цены, особенно в периоды высокого спроса, который имеет сезонность и тематическую направленность. Проще говоря, в преддверии праздников, на которые принято дарить подарки и/или накрывать стол. Какие товары обычно вырастают в цене перед Международным женским днем?
Цветы, сладости, развлечения
Самый популярный подарок на 8 марта — это цветы. В одной только Москве розы, тюльпаны и мимозы на Международный женский день продают в 1700 местах. По данным столичного департамента торговли и услуг, москвичи покупают порядка восьми миллионов цветов в неделю. В преддверии 8 марта эта цифра увеличивается на 40 — 50%.
«Мировые оптовые биржи цветов увеличивают ценник несмотря на то, что праздник 8 марта не очень активно справляют за границей, но только не в странах постсоветского пространства», — говорит кандидат экономических наук, эксперт International Analytical News Agency Бенедикт Вагнер.
Цена букета зависит от курса иностранной валюты, рассказывает флорист Татьяна Рогова. Дело в том, что две трети цветов, которые продаются перед Международным женским днем, импортные. Розы, гвоздики, хризантемы едут к нам из Нидерландов, Эквадора, Израиля, Китая, Колумбии, Кении, Италии. Сейчас закладывают фактор ослабления рубля в случае введения новых антироссийских санкций в цены на цветы, признается Рогова.
Второй по популярности подарок на 8 марта — кондитерские изделия. Они, кстати, дорожают и перед Днем всех влюбленных, замечает эксперт потребительского рынка и ценовой политики Станислав Черкасов.
«К 8 марта и женщины традиционно предпочитают видеть на столе и в качестве подарка кондитерские изделия, шоколад, конфеты, чем какие-то другие продукты питания. Этим активно пользуются продавцы. В эти предпраздничные дни цены на сладости взлетают на 5-15%», — рассказал он АиФ.ru.
А еще на 8 марта растут цены на путешествия — на авиабилеты и на гостиницы. Во-первых, праздник. А, во-вторых, длинные выходные, которые можно продлить парой дней отпуска. На 8 — 10 марта наблюдался повышенный спрос на столичные отели, делится основатель управляющей компании Hotel Consulting Роман Сабиржанов. И отели повышали цены.
Причем повышают цены не только в российских гостиницах, но и заграничных — там прекрасно знают наш производственный календарь и увеличивают цены на проживание на время длинных праздников (не только на 8 марта, но и на новогодние каникулы или на майские выходные).
Сейчас на длинные мартовские праздники уже бюджетно никуда не съездишь — все дешевые билеты и гостиничные номера давно раскуплены. По словам Сабиржанова, отели применяют динамическую цену, и если отель уже больше чем на половину загружен, то поднимает цену. Чтобы не потратить лишних денег на путешествие в высокий сезон, готовиться к нему следует заранее.
Кто богатеет на 8 марта
Но бывает, что в борьбе за покупателя магазины перед 8 марта устраивают распродажи. По словам Бенедикта Вагнера, некоторые продавцы за период с 6 по 8 марта за счет скидок и акций зарабатывают больше одной седьмой годовой выручки.
Например, спрос на сладкие и игристые вина перед Международным женским днем увеличивается в 2,5 — 5 раз, рассказал АиФ.ru руководитель пресс-службы компании «Азбука Вкуса» Андрей Голубков.
Растет спрос и на фрукты с ягодами, говорит Вагнер. Например, клубника показывает рост почти в пять раз.
«От празднования 8 марта, кроме продавцов цветов и конфет, традиционно сильно выигрывают продавцы косметики и парфюмерии — в преддверии праздника они могут нарастить продажи на 30-60%. Переживает всплеск и рынок ювелирных украшений и бижутерии. Но по масштабам он ниже, чем в сегменте парфюмерии и косметики, продажи прирастают на 15-20%. Отмечается и рост интереса к одежде и аксессуарам, преимущественно к нижнему белью», — добавляет аналитик Инвестиционной компании «Фридом Финанс» Анастасия Соснова.