505

Когда продавец - машина. Есть ли будущее у автоматической торговли?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. «АиФ» - 35! Давайте праздновать вместе! 24/04/2013
Фото Алексея Витвицкого

Советские автоматы с газировкой - одно из светлых воспоминаний о былых временах. Нынешние автоматы выдают напитки только в пластиковых бутылках или металлических банках. Хотя не так давно появились и такие, где можно купить молоко в розлив. Быть может, и газировка с сиропом скоро вернётся?

Позади планеты всей

«Автоматизированная торговля как инновационный путь развития мелкой розницы. Инфра­структура комфорта» - так называется концепция интервенции в московскую среду того, что сегодня называется ново­модным английским словом «вендинг», а 30 лет назад звалось просто автоматами.

«В СССР стояли автоматы с газировкой. Работал даже полностью автоматизированный магазин на бывшей улице Чехова», - вспоминает Алексей Немерюк, руководитель столичного Департамента торговли и услуг. Даже продажу святой воды в храмах, по его мнению, можно считать вендингом с тысяче­летней историей.

Но увы, стремительная инфляция 90-х сделала советские автоматы, принимавшие монеты по весу, неработоспособными и тем самым остановила развитие этого вида торговли на десятилетия. И до сих пор наша статистика в этом отношении выглядит весьма грустно на фоне других стран.

Европейская вендинговая ассоциация насчитала у нас 110 тыс. автоматов, а россий­ские эксперты - только 69 тыс. Разницу объясняют тем, что в первом случае считаются настольные автоматы в барах и ресторанах, а также автоматы двух мировых гигантов в производстве прохладительных напитков, ввезённые ими в Россию. Но даже более оптимистичная цифра европейцев слишком мала в пересчёте на население. Один автомат на 2600 человек. Больше только в Китае (6430), Турции (6069) и Индии (4892).

Наверстаем!

Нельзя сказать, что автоматы, в которых что-то продаётся, для нас в диковинку. В метро таким образом можно купить газету, в бизнес-цент­рах или вузах - чай-кофе, чипсы-газировку. И всё же в торговом обороте столицы вендинг слабо представлен. В продовольственном секторе, в частности, он «откусывает» пока только 0,2%.

                                                               
Справка
Вендинговые автоматы устанавливают в городском пространстве с ведома нескольких «хозяев» этого самого пространства, которые и назначают плату за аренду земли под них. Это:

■  Московский метрополитен - автоматы в переходах между станциями и вестибюлях.

■  Гормост - автоматы в подземных переходах.

■  Департамент культуры - авто­маты в парках города.

■  Департамент торговли и услуг - автоматы на улицах и в других местах открытого городского пространства.

По данным Национальной ассоциации вендинговой торговли, всего в столице 20 тыс. автоматов и около 30 крупных операторов. Но в расширении этого сектора ассоциация видит перспективу для развития малого бизнеса. Поддержка со стороны городской власти делает эту перспективу более чем реальной.

Около 10 тыс. автоматов должно прибавиться в Москве уже в этом году. Их установят в аэропортах, на вокзалах, транспортно-пересадочных узлах, где потребность в быстрой торговле особенно ощутима. Но не только - появятся они и на улицах (уже предложено 4,5 тыс. адресов).

Чтобы городское простран­ство не потеряло единого облика, все адреса, а также требования к внешнему виду самих автоматов будут согласованы с Москомархитектурой. Это она определит, не будет ли автомат помехой движению людей и не станет ли инородным, вызывающим элементом в общем контексте улицы или площади.

Ну а арендную плату утвердит уже Департамент торговли и услуг. Она будет привязана к кадастровой стоимости земли: в центре и местах наибольшего скопления людей - безусловно, выше. Но «продаваться» адреса будут на конкурсе.

«Бизнес-сообщество проявляет большой интерес к этому сегменту торговли. В Москве предприниматели готовы вложить в него около 10 млрд руб. в течение трёх лет», - говорит Алексей Немерюк.

С уличными автоматами, понятно, всё сложнее, чем с теми, которые устанавливаются в помещениях. Во-первых, в наших климатических условиях им нужны термокожухи. Во-вторых, для защиты от вандализма они должны быть оборудованы видеокамерой. Всё это удорожает стоимость и самого автомата, и его обслуживания. Но удорожание не становится для бизнеса непреодолимым препятствием.

Кафе без официантов

Ассортимент автоматов, конечно, ограничен. Но он шире, чем мы думаем. Помимо горячих и холодных напитков, пакетиков всякой не слишком полезной ерунды вендинг может предложить холодные и горячие сандвичи и бутер­броды, даже молоко в розлив. «Молокоматы» уже появились в Химках.

Если объединить возможности нескольких автоматов, то получается небольшое уличное вендинг-кафе. Такие есть уже в других мегаполисах, где так же, как и у нас, жизнь побуждает к быстрым перекусам. Быть может, скоро кафе без персонала появятся и у нас.

Кое-где в Москве автоматы стали альтернативой убранным хлебным палаткам. В них можно по дороге домой купить батон хлеба, чтобы не отстаивать ради этого очередь в супермаркете.

Кроме продовольствия вендинг способен продавать периодику, средства гигиены, лекарства первой необходимости. Департамент торговли и услуг надеется, что появятся в нашем городе и почтоматы, в которых можно будет получать почтовые отправления или заказы из интернет-магазинов. Во многих странах они уже не редкость, они сокращают людям расстояния и экономят время. А это очень ценится.

Импульсивные покупки

Вытеснят ли автоматы мелко­розничную торговлю с наших улиц, с которых и так уже исчезли многие ларьки и палатки? Курс на упорядочивание мелкорозничной торговли, начатый столичным градоначальником, предполагает не разгром чего-то, а движение к цивилизованности и создание условий для развития разно­образных форм.

«Тотальной замены мелкорозничной торговли на вендинг не будет», - отвечает на это глава Департамента торговли и услуг.

И дело не только в админист­ративном надзоре. Просто эти два вида городской торговли - не соперники в принципе. Газетный киоск может предложить покупателям до тысячи наименований периодики, а автомат - не более 200. Примерно так же разнятся «весовые категории» и в парах (автомат-магазинчик) с продовольственными товарами.

«Вендинг - вспомогательная функция импульсивной покупки, когда человек в пути», - объясняет эту разницу Алексей Немерюк.

Торговые автоматы в столицах мира

Токио

■ население 13 млн чел.,

более 500 тыс. торговых автоматов*,

■ каждая пятая покупка в мелкорозничной сети совершается в торговых автоматах.

Нью-Йорк

■  население 8 млн  чел.,

более 200 тыс. торговых автоматов*,

■  каждый десятый напиток приобретается в торговых автоматах.

Париж

■  население 2,5 млн чел.,

более 120 тыс. торговых автоматов*,

■  торговые автоматы - единственно допустимый формат торговли в системе пассажирского транспорта.

Москва

■ население 11,6 млн чел.

около 20 тыс. торговых автоматов*,

■  торговые автоматы должны стать заметным и полезным явлением в городской инфраструктуре.

* По оценкам Национальной ассоциации автоматизированной торговли

Комментарий

Предпринимателей не пугает опасность вандализма по отношению к автоматам, которые будут установлены на улицах Москвы. По словам Бориса Белоцерковского, президента Национальной ассоциации автоматизированной торговли, опасность эта слишком раздута в глазах общественного мнения:

- Статистика, которая со­брана по таким фактам, совсем нестрашная. Случаи единичные. Причём большинство вандальных дейст­вий совершают не покупатели, не прохожие, а… охранники территории, на которой автомат установлен. К примеру, по автоматам, установленным в Парке им. Горького, есть всего несколько случаев «нападения» со стороны посетителей парка. Но они не связаны с намерением изъять кассу. Все попытки сводились к тому, чтобы вытащить на халяву бутылку газировки. Только и всего.

Читайте также: Московские палатки могут заменить «семейными магазинами» >>

Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество