Рекордно низкая безработица, перекосы в оплате труда, а также недостатки системы подготовки кадров привели к дефициту водителей большегрузов в стране, рассказали aif.ru эксперты. В будущем кадровая проблема может превратиться в экологическую — вывозить мусор станет просто некому, предупреждают в ППК «Российский экологический оператор».
Водитель на все руки
«По результатам опроса, более 60% региональных операторов столкнулись с нехваткой водителей, — сообщил глава ППК, Российский экологический оператор» (РЭО) Денис Буцаев. — Сегодняшний кадровый дефицит по данной позиции составляет в среднем 30%».
Кадровый дефицит в самом ППК РЭО связали с низкой заработной платой водителей мусоровозов. По их оценкам, она составляет от 40 до 80 тыс. руб. в зависимости от региона.
В то же время, по данным портала ГородРабот.ру, средняя зарплата водителя мусоровоза в России за 2024 год — 92,6 тыс. руб. Наибольший спрос на эти услуги зафиксирован в Москве (280 вакансий) и Санкт-Петербурге (100 вакансий) с заработной платой 90—240 тыс. руб.
«За январь-июнь 2024 года в России было открыто 1,2 тысячи вакансий для водителей мусоровозов, это в два раза больше, чем за тот же период 2023 года, — рассказали в пресс-службе портала hh.ru. — Интересно, что 38% вакансий для водителей мусоровозов предлагают вахтовый тип занятости. В 73% вакансий требуется опыт работы от года до трех лет, а также водительское удостоверение “С” или “Е”. Эти категории есть только у 33% соискателей».
Машина сама не поедет
По разным оценкам в России насчитывается 22,7 тыс. спецмашин, занятых в сфере утилизации отходов, из них — 15,4 тыс. мусоровозы. Таким образом, примерная нехватка водителей может составлять 4,5–5,5 тыс. человек. В масштабах страны это небольшая цифра, но она обнажает общую проблему кадрового дефицита и системы подготовки, считает заслуженный деятель науки России, доктор технических наук Олег Белый.
«Нехватка водителей большегрузов в стране примерно 25%, — рассказал Белый. — Устранить кадровый дефицит поможет перенастройка всей системы подготовки водителей. Изменения сравнимы с обучением пилотов: современная сложная техника, а также плотный городской трафик требует от водителя выносливости, внимания и, самое главное, — развитого интеллекта. Ни за какие деньги невозможно работать в таких условиях, не имея базового качественного образования и подготовки».
Низкая безработица в целом изменила рынок труда, ситуация с нехваткой водителей мусоровозов вписывается в общую тенденцию, считает председатель комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Госдумы Ярослав Нилов. Опытные водители переходят в те сферы, где лучше условия, гибче график и, самое главное, выше зарплата.
«Необходимы экономические меры: увеличение заработной платы и пересмотр методики ее исчисления, — подчеркнул Нилов. — Различные бонусы, выслуги и социальные программы эффективны, но в качестве дополнительных способов удержания персонала».