«Новые возможности для бизнеса»
21 апреля агентство «Интерфакс-Украина» со ссылкой на национального оператора железных дорог «Укрзалізницю» сообщило о том, что в пункт отправления вернулся первый состав, отправленный с Украины в обход России для доставки грузов по новому направлению «Шёлкового пути».
Возвращение состава прошло практически незамеченным — поезд вернулся пустым из-за отсутствия клиентов, желающих отправить свои грузы данным маршрутом.
История этого состава началась в январе 2016 года, когда премьер-министр Украины Арсений Яценюк объявил о том, что Украина запустит экспериментальный поезд для отработки маршрута экспорта украинских товаров в обход территории России.
Яценюк выразил надежду, что новый маршрут позволит украинской экономике найти альтернативный путь поставок товаров на внешние рынки и «откроет возможности для бизнеса».
Состав должен был проследовать с территории Украины через Грузию, Азербайджан и Казахстан к границе с Китаем, по одному из рукавов так называемого «Нового шёлкового пути».
Проект широко рекламировался украинскими властями. Утверждалось, что в перспективе он не только сможет стать путём для перевозки украинских товаров, но и альтернативой для транзита товаров из Европы в Азию и обратно, минуя территорию России. При этом украинские чиновники настаивали: перевозка грузов по новому маршруту будет обходиться потребителям дешевле, чем через Россию, а время в пути значительно сократится.
«Кошмар для Путина» отправляется с первого пути
15 января 2016 года в украинском Ильичёвске состоялось торжественное открытие нового маршрута. «Мы открываем новый путь не просто из Европы в Китай, мы открываем новый путь для украинских товаров на те рынки, где мы всегда были очень сильными — Грузия, Азербайджан и Казахстан, и те рынки, доступ к которым сейчас временно ограничен, в связи с тем что РФ ввела ограничения для транзита украинских товаров для других стран», — заявил на церемонии министр инфраструктуры Андрей Пивоварский.
В сообщении пресс-службы Министерства инфраструктуры говорилось, что в составе поезда отправлено 10 вагонов и 20 сорокафутовых контейнеров. Ожидается, что в целом продолжительность маршрута до станции Достык на границе Казахстана и Китая составит 11–12 суток. В дальнейшем грузы будут отправлены в крупные промышленные города КНР (Чженжоу, Чунцин, Лянюнгань).
«Каждый из контейнерных поездов, которые будут отправляться из Ильичёвского порта на борту морских паромов, будет находиться в дороге в Китай 11 суток. Переход через Чёрное море к грузинскому порту Батуми будут осуществлять 8 паромов. Это два судна Болгарского морского пароходства, в том числе паром «Герои Севастополя», который сегодня отправился в рейс в Батуми, а также шесть теплоходов, принадлежащих судоходной компании «Укриферри» и ПАО «Укрзалізниця». Через Каспийское море к берегам Казахстана контейнерные поезда будут доставлять одиннадцать паромов Каспийского морского пароходства «КАСПАР», созданного Азербайджаном», — раскрывал широкие перспективы председатель правления «Укрзалізниці» Александр Завгородний.
Наиболее радикальные эксперты заявляли: экономике России будет нанесён сокрушительный удар, поскольку она лишится практически всех денег, которые сегодня получает за транзит грузов по своей территории.
Не обошлось и без вездесущего отставного президента Грузии и действующего губернатора Одесской области Михаила Саакашвили, который заявил, что новый маршрут станет «настоящим кошмаром для Путина».
Затерянный в Казахстане
Но на практике отправленный из Ильичёвска поезд очень быстро стал кошмаром для украинских властей. В установленный срок в пункт назначения он не прибыл. ТАСС со ссылкой на пресс-службу национального оператора железных дорог республики «Казахстан темир жолы» 1 февраля сообщал, что о составе известно лишь то, что он «идёт по территории республики».
Источник в одной из местных транспортных компаний заявил, что состав 30 января был отцеплен и стоит на станции Балхаш Карагандинской области (Центральный Казахстан) «из-за того, что за него не заплатили».
Власти Украины поспешили эту информацию опровергнуть. Министр инфраструктуры Пивоварский сообщил в Facebook: «В ночь на 31 января тестовый рейс поезда по «Новому шёлковому пути» приехал в конечную точку маршрута — станцию Достык на границе Казахстана и Китая».
При этом Пивоварский признал, что на территории Казахстана была задержка «из-за несогласования действий при оплате казахской стороне».
«Ничего страшного не случилось, потому что суть тестового рейса именно в том, чтобы обнаружить и отработать возможные «узкие места». Чем больше возможных проблем мы научимся решать сейчас, тем лучше будет логистика во время регулярных рейсов», — подчеркнул украинский министр.
Украинские власти описали, как именно шёл поезд. Сначала он пять дней паромом добирался до Грузии, оттуда двое суток шёл до порта Баку, затем снова на пароме был переправлен через Каспийское море и с 25 по 31 января по территории Казахстана добирался до китайской границы.
Долгое и дорогое удовольствие
Премьер-министр Украины Арсений Яценюк в ходе совещания в «Укрзалізниці» заявил, что успешное прибытие в конечную точку назначения тестового поезда Украина – Грузия – Азербайджан – Казахстан – Китай доказало, что экономическая и транзитная блокада Украины со стороны России провалилась.
Правда, даже сам Яценюк был вынужден признать, что первоначальные расчёты не оправдываются. Вместо расчётных 11 дней поезд шёл 15 суток, а стоимость доставки одного контейнера до конечного пункта назначения составила 5500 долларов, что дороже, чем стандартный путь транзита через Россию.
Яценюк дал указание сократить время в пути до 10 суток, а также уменьшить стоимость перевозки, что может быть достигнуто за счёт полной загрузки состава.
Добравшись до границы с КНР, украинский поезд снова исчез из новостей. В Министерстве инфраструктуры Украины, правда, обмолвились, что ожидают отправки его в обратный рейс после загрузки товарами.
Глава «Укрзалізницi» Александр Завгородний заявил, что поезд вернётся на Украину 15–17 марта. Однако в указанные сроки никакой информации о поезде не появилось.
«Срочно выслать второй поезд. И уже на месте оба их продать китайцам»
А в конце марта исследовательский центр логистической компании Zammler сообщил, что товарный поезд, отправленный из Украины в обход России для доставки грузов по новому направлению «Шёлкового пути», застрял в Китае из-за отсутствия клиентов на перевозку.
«„Новый шёлковый путь“ завёл в тупик. Украинский поезд в обход России из Китая так и не вернулся ― простаивает на границе КНР с Казахстаном. Клиентов нет, загрузить товарняк нечем. Разрекламированный властью проект уже стал предметом насмешек не только в Европе и Азии, но и в Украине. Украинцы призывают Мининфраструктуры срочно выслать второй поезд для эвакуации первого. И уже на месте оба их продать китайцам. Может, хоть это поможет украинскому вагоностроению«, — написал на своей странице в Facebook лидер общественного движения «Украинский выбор» Виктор Медведчук.
Наконец, 5 апреля директор по коммерческой части грузовой работы «Укрзалізниці» Иван Федорко сообщил, что 6–7 числа состав отправится в обратный путь. «Сегодня принято решение: наш человек едет к этому поезду и едет в обратном направлении в демонстрационный рейс. Это делается для того, чтобы мы чётко понимали, как этот поезд едет, на каких станциях есть проблемы, где есть проблемы на паромных переправах. На сегодняшний день он стоит и, я думаю, завтра-послезавтра отправится оттуда в Украину», — заявил он в интервью украинскому порталу LB.ua.
«Графика нет, надёжности нет, цены нет»
Эксперт Украинской логистической ассоциации (УЛА) по вопросам морских и речных перевозок Александр Лысенко, комментируя ситуацию с поездом, заметил: «Самое главное — график «just in time», цена и надёжность. Есть надёжность сейчас на маршруте «Нового шёлкового пути»? Нет. Графика нет, надёжности нет, цены нет».
На новом маршруте поездам дважды необходимо преодолевать моря при помощи паромной переправы. Это создаёт вечную угрозу срыва сроков перевозки из-за штормов. Если шероховатости при оплате транзита и другие организационные проблемы можно решить, то данный фактор никуда не денется.
Создаётся впечатление, что двухмесячный простой порожнего состава, который властям Украины пришлось оплачивать, был связан с нежеланием дополнительно компрометировать премьер-министра Арсения Яценюка, вложившего немало энергии в раскрутку данного проекта. И лишь когда стало ясно, что отставка премьера — дело неизбежное, поезду дали команду возвращаться.
«Проект удачен с политической точки зрения»
Новый министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян, комментируя возвращение состава, заявил, что первый экспериментальный запуск грузового поезда по так называемому «Новому шёлковому пути» был удачен с политической точки зрения, но не совсем правильно был организован с технической стороны.
При этом Омелян утверждает, что с указанным проектом Украина «попала в десятку». Фиксируются обращения многих стран — Польши, Словакии, Венгрии, Австрии, Китая, Казахстана, Ирана, готовых совместно с «Укрзалiзницей» развивать направление контейнерного сообщения и других видов грузов.
В пресс-службе ПАО «Укрзалізниця» отметили, что регулярность курсирования контейнерного поезда определяется спросом рынка на такую услугу. В настоящее время изучается потенциальный грузопоток, который может быть переориентирован на транспортировку в составе контейнерного поезда, рассматривается вопрос создания регулярного сервиса.
Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян признал, что в настоящее время не удалось согласовать тарифы на перевозку грузов с Казахстаном. Он выразил надежду, что завершить переговоры по этому вопросу удастся в июне.
И что же в сухом остатке? Украинские власти открыто признали, что в запуске поезда в обход России преобладала политическая, а не экономическая составляющая. Трёхмесячная эпопея с поездкой порожнего состава в Китай через два моря пока доказала, что этот маршрут крайне ненадёжен, занимает больше времени и стоит дороже. Логично, что желающих таким образом перевозить свои грузы пока не нашлось. Официальный Киев, правда, не озвучил пока информацию, в какую цену обошёлся весь этот пиар-проект Арсения Яценюка и компании.
Я уехал в Ильичёвск, а приехал в Черноморск
Ну и в заключение, ещё немного абсурда. Поезд, вышедший в путь из города Ильичёвска, вернулся в город Черноморск. Речь идёт о том же самом населённом пункте, который за время отсутствия состава был переименован в соответствии с законом о декоммунизации.
Ни о каком восстановлении исторической справедливости в данном случае речь не идёт. Город был основан в 1954 году на базе посёлка, появившегося в связи со строительством здесь судостроительного завода. Таким образом, и город, и судостроительный завод — дело рук тех самых коммунистов, которых сегодня на Украине предают анафеме. Переименование города в данном случае — не что иное, как искажение исторической действительности.