У страны есть возможность помочь населению и бизнесу в это трудное время.
Академик РАН, заведующий кафедрой РАНХиГС Абел Аганбегян:
Восьмой год с 2013 г. Россия находится в социально-экономической стагнации при мизерном увеличении ВВП на душу населения. Реальные доходы населения снижались 5 лет подряд (см. график). Сократились объём розничного товарооборота и конечное потребление домашних хозяйств, несмотря на выданные населению огромные потребительские кредиты, составившие на конец 2019 г. 17,5 трлн руб. Бедность населения значительно возросла.
В этом году нас настигли новые потрясения. Определяющее влияние на наше социально-экономическое развитие оказывают инфекция коронавируса и сокращение вдвое цены на нефть. В отличие от Китая, США и стран ЕС инфекция в России находится в начальной стадии и пока расширяется довольно медленно. Поэтому велика вероятность, что в мае показатели начнут улучшаться и с июня можно будет постепенно возвращаться к обычному режиму работы.
Тем не менее социально-экономические последствия 3–4-месячной инфекции весьма значительны. Уже обвалились транспорт и туризм, на 20% сократились производство электроэнергии и автомобилей. Сокращаются металлургия, финансы, торговля, многие виды услуг. Поэтому нужны значительные средства, чтобы не снизились доходы граждан и не разорился мелкий бизнес, где ожидается банкротство до 3 млн предпринимателей.
В США и странах ЕС на эти цели уже тратится более 2 трлн долл., а в России пока выделено лишь 300 млрд руб. (см. таблицу). По моему мнению, эта сумма должна быть увеличена до 3 трлн руб.
Сколько выделили денег для борьбы с пандемией | |
---|---|
США | >1,5 трлн $ |
Великобритания | 330 млрд £ |
Германия | 500 млрд € |
Россия | 300 млрд ₽ |
Институты ЕС выделяют гарантированные займы размером 1 трлн евро. |
Что нас ждёт?
Сокращение цен на нефть в связи с отказом Саудовской Аравии и стран ОПЕК от российских предложений и категорический отказ России от предложений стран ОПЕК и поиска компромисса приведут всю нашу экономику к кризису. Один из руководителей ЛУКОЙЛа, Леонид Федун, уже назвал последствия для нашей нефтяной промышленности катастрофическими, а для США – победными. И мы не можем, как Трамп, поздравить своё население со сниженными вдвое ценами на бензин и дизельное топливо. Цены у нас на них, как известно, не снижаются. Мало того, Трамп на днях заявил, что США готовы в нужный момент вмешаться в конфликт Саудовской Аравии и России, введя новые санкции против нашей страны. Это приведёт к ещё более серьёзным последствиям.
Убытки от падения цен на нефть уже высоки – при цене 25–30 долл. за баррель РФ теряет миллиарды долларов в месяц. Если это продолжится 10 месяцев, потери в рублях при существующем на сегодня курсе составят 4–5 трлн руб., или 4% годового ВВП. Кроме того, сокращается экспорт нефти. В Китай в январе-феврале он уменьшился на 30%. Идёт сокращение экспорта в европейские страны, куда внедряется Саудовская Аравия с большими скидками даже с пониженной цены нефти. Выручка экспорта природного газа за январь-февраль составила 58% от показателей прошлого года и, по-видимому, будет снижаться дальше.
По моему мнению, во второй половине 2020 г. и, возможно, в 2021 г. нас ждёт рецессия с падением ВВП. Как минимум на 2%. Вместо планируемого повышения доходов будет их сокращение, вместо перехода к экономическому росту – снижение объёмов экономики. И здесь мы не будем одиноки. Уже 1/3 мира вступила в рецессию.
Надо забыть о достигнутых ранее ценах на нефть. Вряд ли в обозримое время нефть поднимется выше 40–45 долл. А спрос на неё коренным образом меняется (см. график).
Ясно, что нужно как можно раньше начать переговоры с Саудовской Аравией и странами ОПЕК, с одной стороны, и США – с другой, чтобы как-то нормализовать цены на нефть. Одновременно, и это самое главное, надо использовать новые источники для дополнительных средств, чтобы компенсировать населению и бизнесу потери от создавшейся ситуации. Я убеждён, что у нашей страны в этом плане огромные внутренние возможности и мы можем их мобилизовать. К примеру, в кризис 2009 г. на антикризисную программу было направлено 11% ВВП.
Где взять деньги?
Во-первых, можно использовать дополнительно до 3 трлн руб. за счёт замены безвозвратного финансирования из федерального и региональных бюджетов средств на развитие окупаемых проектов по статье «Национальная экономика» и частично по другим статьям расходов. Речь идёт о выдаче низкопроцентного кредита под 3–5% годовых с компенсацией крупным банкам значительной доли кредитной ставки. Активы банков – главный денежный мешок страны. В прошлом году они достигли 96 трлн руб. и были в 2,5 раза больше всех государственных средств. 70 трлн руб. составляют активы банков, контролируемых государством. Только в Сбербанке на счетах находится 30 трлн руб., что в 1,5 раза больше размеров федерального бюджета. Результат – будет высвобождено 3 трлн руб. средств консолидированного бюджета, из которых 100 млрд придётся потратить на процентные ставки, а 2,9 трлн могут быть направлены на борьбу с инфекцией и компенсацию потерянных доходов населения и бизнеса.
По примеру развитых стран целесообразно предоставление низкопроцентных кредитов, гарантированных государством. Это наиболее эффективный путь оказания помощи бизнесу, особенно мелкому и среднему, а также и регионам.
Третий источник – возможный облигационный заём в 2–3 трлн руб. для финансирования производства легковых автомобилей и строительства жилья. Семьи, которые хотят купить новые автомобили или приобрести новое жильё на льготных условиях по цене и по процентной ставке автокредита и ипотеки, могли бы приобрести в течение 1–3 лет этот заём в необходимых размерах для покупки машины или жилья. Естественно, этот заём предназначен для финансирования указанных отраслей, и он им крайне выгоден. Люди, в свою очередь, меньше истратят при этом на покупку автомобиля или жилья. Кстати, у населения в России 40 трлн руб. сбережений и ещё сотни млрд долл. хранятся в офшорах и на других зарубежных счетах.
Если этих источников не хватит, можно прибегнуть к заимствованию средств нашим государством. Россия – одна из немногих стран, имеющая внешнеэкономический долг 3%, а внутренний – 15% ВВП. Без всякого риска этот долг может быть повышен до 30–40% (безопасный международный норматив – 60%). Для сравнения: внешний и внутренний долг европейских стран зашкаливает за 150%, США и Японии – за 200%, а Китая – за 250% ВВП. Мы бы могли занять деньги у международных финансовых организаций, отдельных стран, имеющих крупные золотовалютные резервы, у крупнейших банков и инвестиционных фирм.
Считаю очень важным использование этих новых источников дополнительных средств, поскольку они необходимы не только для улучшения нынешней неблагоприятной ситуации, но ещё важнее – в перспективе для преодоления стагнации, перехода на инновационный путь развития, повышения доходов, обеспечения социально-экономического роста на базе научно-технологического перевооружения нашей страны.