Цена на бензин в России выросла, но не так сильно, как могла бы. Заместитель генерального директора Института национальной энергетики и эксперт аналитического центра Инфотек Александр Фролов объяснил aif.ru причины колебаний, а также уточнил, стоит ли ждать снижения цен на топливо.
Стоимость бензина начала ощутимо расти после апреля 2023 года. Так, по данным Росстата, средней ценой за литр обычного бензина было 50,93 рубля. За Аи-92 на заправках просили 47,21 рубля, Аи-95 стоил 51,42 рубля, а АИ-98 — 61,71. Цены на дизель начали подниматься после июля 2023-го — тогда за литр нужно было заплатить 58,8 рубля. Средняя цена на бензин в сентябре 2023 года — 55,86 рубля за литр. Аи-92 стоит на заправках в среднем 51,57 рубля. АИ-95 выйдет чуть дороже — 96,36 рубля за литр. Самая дорогая марка — Аи-98 — в среднем 68,49 рубля. Дизельное топливо в сентябре стоило в среднем 65,04 рубля.
Фролов рассказал, что обычно процент налога в цене моторного топлива составляет до 70%, а во время кризисов они могут быть выше. «Налоговая составляющая является главным фактором, влияющим на конечную цену. В текущих условиях налоговая составляющая в конечной цене довольно велика — например, акциз и налог на добычу полезных ископаемых», — объяснил специалист.
По словам эксперта, ситуация, которая сложилась сейчас, достаточно логична. «Налоги всегда составляют большую часть цены, и это удивления не вызывает. Это нормальная ситуация. Тот факт, что наши заправочные станции какой-то период работали „в минус“, — это тоже не секрет», — добавил собеседник.
Фролов объяснил, что сети, принадлежащие нефтесбытовым компаниям, закупают сырье на тех же условиях, что и остальные игроки. Но из-за договоренности компаний и государства о сдерживании цен. «Если бы этой договоренности не было, наши розничные цены в среднем по стране были бы на 8-10 больше на пике цен. В сентябре многие поднимали цены, но сейчас они постепенно снижаются», — рассказал специалист.
В сентябре независимые игроки поднимали цены — на их заправках цены были в среднем на восемь рублей выше, чем на тех, что принадлежали нефтяным компаниям. Но ситуация приходит в норму. «Сейчас котировки позволяют немного зарабатывать, поэтому средние цены пошли вниз. Независимые заправки стали снижать цены до тех, которые диктуют в данном регионе нефтяные компании», — пояснил Фролов.
Напоминаем, в сентябре 2023-го правительство временно ограничило экспорт дизеля и бензина, чтобы стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке. Вывозить топливо можно было только в государства — члены ЕАЭС, между российскими регионами через территории соседних государств и для личного пользования. В начале октября запрет частично сняли — в частности, разрешили поставлять дизель по трубопроводам в порты тех стран, которые отправляют на внутренний рынок от 50% произведенных нефтепродуктов. Ограничения отменят после полного насыщения рынка.