Беспрецедентно высокий уровень доверия сложился между Россией и Вьетнамом, считает премьер-министр Дмитрий Медведев.
«Вьетнам — наш стратегический партнёр», — написал глава правительства в своём Facebook.
Москва продолжит экспортировать Ханою самолёты, рассчитывает запустить во Вьетнаме сборку российских автомобилей и железнодорожных составов, построить АЭС и создать Центр ядерной науки и технологий. И, конечно же, стороны заинтересованы в укреплении сотрудничества в области торговли.
Российская делегация во главе с Дмитрием Медведевым прибыла в Ханой на переговоры с вьетнамскими коллегами.
Зона свободной торговли
Ключевой темой на повестке российско-вьетнамских переговоров, пожалуй, является создание между Вьетнамом и Евразийским экономическим союзом зоны свободной торговли (ЗСТ).
Обсуждение этого вопроса вышло на финальную стадию и соглашение о ЗСТ будет подписано в ближайшее время, обещает Медведев.
«Мы практически по всем параметрам уже договорились, подготовка документа вышла на финишную прямую», — заявил российский премьер по итогам переговоров с вьетнамским коллегой Нгуен Тан Зунгом.
«Хотели бы в самой короткой перспективе эти переговоры завершить. Но при этом нам нужно ещё договориться по целому ряду существенных вопросов, потому что соглашение, которое мы планируем подписать, это не просто доступ нашей страны на вьетнамский рынок, но и вьетнамских товарищей на наш рынок», — цитирует Медведева РИА Новости.
Идея присоединения Вьетнама к зоне свободной торговли со странами-членами ЕАЭС впервые была озвучена в 2013 году. К тому моменту товарооборот между Москвой и Хошимином стабильно рос, до 4 млрд долларов. Правда, в прошлом году показатель продемонстрировал отрицательную динамику, снизившись до 3,8 млрд долларов из-за нестабильной экономической ситуации.
Президент РФ Владимир Путин ранее заявлял, что подписание соглашения о Зоне свободной торговли будет способствовать увеличению товарооборота между Россией и Вьетнамом до 10 млрд долларов к 2020 году.
Чем обернётся присоединение Ханоя к ЗСТ с ЕАЭС для российских производителей и потребителей? Эксперты уверены: «ширпотребом» Вьетнам отечественный рынок не завалит.
Даже по оптимистичному сценарию развития событий, доля этой страны в структуре внешнего товарооборота РФ будет составлять порядка 1%, а это невысокий показатель. Для сравнения: Китай занимает 11% во внешнеторговом обороте России. Таким образом, опасаться того, что на российских прилавках появится большое количество низкопробных вьетнамских товаров, не приходится.
«Более того, качество продукции из Вьетнама на порядок выше аналогичных товаров из Китая, а стоимость рабочей силы ниже. Напомню, что доля Китая в импорте, например, продукции лёгкой промышленности составляет около 60%. Таким образом, ЗСТ с Вьетнамом позволит повысить качество товаров на отечественном рынке, снизив при этом уровень цен», — считает аналитик Даниил Маркелов.
С Запада на Восток
На фоне охлаждения отношений с западными странами разворот в сторону Азии становится приоритетным для Москвы. Россия развивает сотрудничество с Китаем, собирается участвовать в капитале Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, вовсю налаживает связи с Вьетнамом.
В 70-е годы прошлого века СССР оказывал активную поддержку Вьетнаму, вкладывая немалые деньги в создание промышленности, предоставляя военно-техническую помощь, кроме того, на территории этого государства располагалась советская военная база. Во времена Советского союза практически 80 процентов вьетнамской продукции шло на российский рынок.
О том, что РФ пытается восстановить прежние отношения с Вьетнамом, эксперт Центра аналитических исследований Семён Багдасаров говорилАиФ.ruещё до государственного переворота и смены власти на Украине, ставших камнем преткновения в отношениях России и Запада.
«Это следует рассматривать в качестве стратегической линии Путина на восстановление бывшего Советского союза в лице нынешней России в некоторых уголках мира, где когда-то СССР имел очень сильные позиции. <…>Вьетнам — это богатая страна, там на ряде месторождений работает "Зарубежнефть", в перспективе должна начаться работа "Газпрома". Мы заинтересованы в подобном подходе расширения зоны свободной торговли: чтобы был снят целый ряд таможенных и прочих препятствий в плане работы наших компаний, да и вьетнамцам было бы выгодно. Кроме нефти и газа Вьетнам много чего производит, например это лёгкая промышленность, которая качественнее китайской», — поясняет Багдасаров.
По словам премьер-министра Нгуен Тан Зунга, топливно-энергетический комплекс остаётся одной из основополагающих областей сотрудничества между странами.
«В сфере ТЭК стороны успешно наращивают взаимодействие в рамках имеющихся совместных предприятий по добыче нефти и газа, а также начинают реализацию ряда новых проектов. Нефтегазовые компании России и Вьетнама, а также созданные ими совместные предприятия весьма эффективно работают на рынках друг друга», — рассказал вьетнамский премьер в интервью ТАСС.
В рамках визита Медведева в Ханой РФ и Вьетнам уже успели утвердить несколько соглашений в нефтегазовой области. Так, подписаны основные условия по приобретению доли 49% установного капитала вьетнамской компании Binh Son Refining and Petrochemical, меморандум о взаимопонимании между «Газпром нефтью» и Корпорацией нефти и газа Вьетнама.
По мнению руководителя проекта «Инвестиции101.ру» Руслана Смирнова, сотрудничество с Ханоем для Москвы носит скорее политический характер. «Мы заинтересованы в восстановлении сфер влияния в Азиатско-Тихоокеанском Регионе, чтобы компенсировать слабеющее экономическое сотрудничество с Европой. Но полностью азиатские партнёры пока не могут обеспечить экономическую безопасность и необходимый России объём финансирования. Кроме того, союз с Китаем или его соседями всегда носит недолговременный характер, политика азиатских стран очень конъюнктурна и может разительно меняться в очень короткий срок. Вьетнам, безусловно, много выигрывает от сотрудничества с Россией — в его внешней торговле мы можем составлять до 10% оборота, и прежде всего их интересует продукция ВПК», — резюмирует Смирнов.