Примерное время чтения: 7 минут
378

Магазины будущего. Российский ритейл взял курс на ЗОЖ и роботов

Проходящая раз в три года международная выставка EuroShop призвана впечатлять ритейлеров. На нынешнем форуме, который успел до карантина состояться в Дюссельдорфе, представителей российских розничных компаний удивить было сложно.

Отечественные торговые сети, поставленные в жесткие условия оптимизации и постоянной борьбы за покупателя, находятся на острие инноваций. Как говорит сооснователь сети Fix Price Сергей Ломакин, наши ведущие игроки рынка могли бы сами привезти экспонаты на эту выставку и провести мастер-классы по самым актуальным тенденциям в продуктовом ритейле.

Справка:

Сергей Ломакин  российский бизнесмен, предприниматель и меценат. В 1997 году окончил Государственный горный университет в Москве. В 2003 году закончил Академию народного хозяйства. Решив не останавливаться на достигнутом, получил степень MBA. В 2007 году Сергей Ломакин в созданной совместно с зарубежными инвесторами инвестиционной компании возглавил направление по организации в России новых стартап-проектов в ритейле и инвестированию в существующие проекты. Такими проектами стали «Modis»,  «Fix Рrice», «ЦентрОбувь». В декабре 2007 года при непосредственном участии Ломакина Сергея был открыт первый магазин сети магазинов «Fix Price».

За здоровьем в магазин

Первый тренд, который сегодня обеспечивает приток покупателей в магазин,  акцент на здоровом и правильном питании. Как замечает Сергей Ломакин, в России, как и во всем мире, растет число торговых точек, где представлены в большинстве своем продукты категории «фреш»  у которых сроки хранения измеряются несколькими днями. Тренд на ЗОЖ и, в частности, на здоровое питание стал набирать популярность в 2010-х. В глобальных масштабах с такими форматами довольно успешно экспериментировали английские супермаркеты Tesco, Waitrose и Asda. 

Согласно данным института маркетинговых исследований GfK, которое проводилось в конце 2018 года, более 80% жителей нашей страны отметили здоровье и бодрость главными личностными ценностями. И эта цифра выше, чем в среднем по миру (64%). При этом 58% россиян совершают даже ежедневные покупки с оглядкой на правила ЗОЖ. 

Аналитики уверены, что доля таких потребителей будет только расти. В первую очередь это касается регионов с высоким уровнем заработной платы и большой популярностью здорового образа жизни  Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга и городов-миллионников.

«Этот потребительский тренд уже привел к тому, что и премиальный сегмент, и лоукостеры наращивают ассортимент свежих продуктов, вводят на полку “био” и органическую продукцию. Аналогичное расширение ассортимента мы видим в “Перекрестке”, “Ашане” и других сетях,  констатирует Сергей Ломакин.  Известно, что с товарами категории фреш сложно и дорого, но современные IT-инструменты, автоматизированный учет и распродажа товаров с истекающими сроками хранения  и долю списанию удается существенно снизить».

Конец гигантомании

Еще один покупательский тренд, который активно используют успешные ритейлеры,  отказ от торговых точек большого формата. Этот курс взяла X5 RetailGroup, которая закрывает большинство торговых точек своего самого большого формата «Карусель», а оставшиеся переделывает в DarkStore только для обслуживания онлайн-заказов клиентов. Одновременно наращивает число универсамов формата у дома «Пятерочка»  в декабре 2019 года торговая сеть открыла 15-тысячный магазин.  

«С одной стороны, покупатель устал от гипермаркета, до которого сложно добираться, особенно в условиях мегаполиса, в котором нужно провести половину выходного дня и где его часто настигает паралич выбора, потому одной вареной колбасы могут быть десятки видов, — объясняет Сергей Ломакин. — Сегодня выигрывает компактный универсам в шаговой доступности, где жители микрорайона могут совершать небольшие покупки 2-3 раза в неделю»

В магазин за чашкой кофе

Рост числа торговых точек также связан с тем, что ритейлеры откусывают клиентов от других рынков. По мнению Сергея Ломакина, новой нефтью для торговых сетей стал кофе. «По крайней мере в Москве и Санкт-Петербурге в магазинах сейчас можно встретить небольшие кофе-поинты, автоматизированные для приготовления напитка навынос или в виде небольшой кофейни с посадочными местами»,  отмечает бизнесмен. 

Пионером по объединению ритейла и общепита среди российских торговых сетей стала «Азбука Вкуса», которая в супермаркетах и мини-маркетах «АВ Daily» открывала кофе-поинты. Три года назад столики появились в «Перекрестках». 

Сейчас для сети это уже обычное дело, и каждый клиент приносит в среднем 160-320 рублей. Особенно востребованным такой формат становится в столице и мегаполисах, где культура приема пищи вне дома и еда на ходу развита достаточно сильно. Для торговых точек добавление элементов кафе будет способствовать росту трафика и числа пробиваемых чеков.  

Сила  в технологиях

Постоянные инновации  еще один тренд, набирающий силу. Последние технологические новинки от пионеров российского ритейла  магазины без персонала (в них роль продавцов исполняют сами покупатели), внедрение системы распознавания лиц и товаров, установка автоматических касс и роботизированная проверка витрин. 

«Сегодня вести розничный бизнес, не используя IT-инструменты, невозможно. Ритейлер должен учиться применять нейронные сети, чат-боты, роботов, виртуальных помощников»,  подчеркивает Сергей Ломакин.  

Технологии становятся основой коллаборации различных игроков рынка: платформу, разработанную «Вкусвилл», используют торговые сети, входящие в X5 Retail Group, который, в свою очередь, становится поставщиком микросервисов для своих партнеров.

Именно ритейлу принадлежит лидерство по внедрению инноваций на российском рынке. Чуть менее половины игроков розничного рынка применяют технологии искусственного интеллекта и другие высокотехнологичные инструменты, а их инвестиции в это направление превышают 45 млн рублей.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (20)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах