Примерное время чтения: 5 минут
656

Контакт с особыми людьми. В Сбере разработали инструкцию для клиентов с РАС

2 апреля во всём мире объявлено Всемирным днём информирования об аутизме (World Autism Awareness Day). Что знает большинство о людях с такими ментальными особенностями? 

Простые действия — серьезные испытания

Каждый, собираясь в отпуск, напишет список вещей и документов, которые будут нужны, и составит перечень достопримечательностей, которые планируется посетить. Но мало кто задумывается о таких простых действиях, как выйти из дома, подняться по лестнице, открыть дверь в незнакомое помещение, увидеть там множество незнакомых людей, с которыми придётся взаимодействовать. Большинство людей совершают эти действия «на автомате» и не записывают эти действия, чтобы не забыть их последовательность.

Но «большинство» — не значит «все». Для людей с расстройствами аутистического спектра даже самостоятельный поход в любое учреждение, например в банк, поликлинику, театр, может стать серьёзным испытанием. Поэтому к нему нужно готовиться заранее, и хорошо, когда на руках есть простые и чёткие инструкции, как добраться из пункта А в пункт Б.

Жизнь «без фильтров»

Как правило, людям с РАС тяжело общаться с другими людьми, если это не ближайшие родственники и друзья, сложно поддерживать личные контакты, круг их интересов ограничен, они часто повторяют одни и те же действия. О том, насколько такие утверждения соответствуют действительности, рассказала член совета региональной общественной организации помощи детям с РАС «Контакт» (РОО «Контакт»), мама юноши с РАС Наталия Воскобойникова. Организация уже 10 лет помогает детям, подросткам и взрослым с расстройством аутистического спектра.

«Очень часто я слышу такие утверждения: все дети с аутизмом — гениальны, у каждого из них есть уникальные способности. Или: “Им не нужно общение, они ведут себя отрешённо”. Это не так. Точнее, не совсем так. Каждый человек с аутизмом уникален по-своему, у каждого свои особенности, главное — создать условия, в которых такой человек сможет раскрыться, подобрать ключик к этой закрытой двери — и тогда она откроется», — рассказала Наталия.

Она пояснила, что люди с аутизмом живут как бы «без фильтров»: они острее воспринимают яркий свет и громкие звуки, это мешает им сосредоточиться и сконцентрироваться, на это они тратят много сил и быстро утомляются. Им сложно справляться с обыденными бытовыми ситуациями, когда они сталкиваются с ними впервые. И тут на помощь приходят простые и понятные инструкции.

«Мы с сыном делаем такие инструкции, когда впервые куда-то идём: в театр, в кино. В прошлом году к нам в организацию обратился Сбер, который по своей инициативе разработал так называемые социальные истории — наглядные инструкции, которые помогают людям с ментальными особенностями подготовиться к визиту в офис банка. Мы с сыном протестировали их самостоятельно, показали нашим друзьям и знакомым и теперь смело рекомендуем их и другим, кто испытывает подобные трудности», — поделилась Наталия.

Понятные инструкции для посещения банков 

На сайте банка в разделе «Клиенты с инвалидностью» размещены две памятки: «Я иду в офис Сбербанка сам» и «Я иду в офис Сбербанка с сопровождающим». Они представляют собой пошаговую инструкцию с фото и комментариями. На фото показано, как выглядит офис банка, кнопка вызова сотрудника, терминалы и талон с номером очереди, как отличить сотрудника офиса от обычного клиента и так далее. В комментариях простым языком описана последовательность действий при посещении офиса банка. Памятки можно распечатать и отдать близкому человеку, родственнику или знакомому с диагнозом РАС, чтобы помочь ему или ей подготовиться к визиту в банк и снизить уровень тревожности.

В Сбере рассказали, что такая инициатива родилась из серии встреч со специалистами различных организаций, которые поддерживают людей с ментальными особенностями. Таких клиентов непросто распознать, поскольку они самостоятельно могут обслуживаться в банке, однако нуждаются в особом подходе. 

С клиентами, у которых есть ментальные особенности, банк начал работать в прошлом году: провели обучение сотрудников отделений, чтобы они могли распознавать эти особенности и эффективно взаимодействовать с такими клиентами, выпустили социальные истории, чтобы помочь им прийти в офис и не растеряться, а также разработали памятки по трём наиболее распространённым операциям в мобильном приложении СберБанк Онлайн: как открыть вклад, оплатить коммунальные услуги и перевести деньги другому человеку. Все они размещены в разделе «Ментальное здоровье» на сайте банка.

«Есть несколько общих советов, как оказать первую помощь людям с аутизмом. Главное — не совершать резких движений, не хватать его за руку, не повышать голос, не смущать его прямым взглядом. Необходимо говорить спокойно, короткими простыми фразами, предложить помощь, вывести из толпы, если вы оказались в многолюдном месте, дать время успокоиться, показать нужный маршрут или по возможности проводить его», — пояснила Наталия.

Узнать о том, как диагностируют РАС, как живут люди с таким диагнозом и как помочь им интегрироваться в обычную жизнь, можно на ежегодном инклюзивном фестивале #ЛюдиКакЛюди, который проводит РОО «Контакт» при поддержке благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее». Фестиваль приурочен ко Всемирному дню информирования об аутизме. Площадка фестиваля объединяет людей с РАС, их семьи, государственные и общественные организации и просто неравнодушных людей, оказывающих помощь детям и взрослым с аутизмом по всей стране.

На площадке СберВместе открыт сбор средств на работу Центра поддержки семьи «Обнажённые сердца». Собранные средства будут направлены на оплату работы специалистов, которые помогают детям с аутизмом и их родителям адаптироваться к новым жизненным условиям.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах