Газовое месторождение Зор на шельфе Египта - одно из крупнейших в мире. Его площадь - 231 кв. км, а геологические запасы - более 850 млрд м3. Это треть газовых запасов страны.
Разработка Зора позволит на десятилетия обеспечить потребности Египта в природном газе и, кроме того, возобновить поставки голубого топлива соседям, которые прекратились из-за падения добычи.
В свою очередь, участие в крупном проекте позволит российской компании укрепить свои позиции в стратегически важном регионе и стать одним из ведущих игроков на рынке сжиженного природного газа.
Разработка месторождения, в которой «Роснефть» принимает участием вместе со своими давними партнёрами Eni и BP, демонстрирует уникально высокие темпы. Месторождение открыто в 2015 году, а уже в конце 2017-го должна начаться добыча. Между тем более скромные по запасам месторождения Левиафан (Израиль) и Афродита (Кипр) открыты соответственно в 2010 и 2011 гг. Но не введены в эксплуатацию до сих пор.
«Роснефть» вошла в проект мирового уровня. Это открывает перед компанией возможности по укреплению своих позиций в перспективном и стратегически важном регионе, расширяет потенциал нашего трейдингового подразделения и позволяет укрепить наше взаимовыгодное сотрудничество с Египтом», - считает главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин.
Профессор кафедры международного права МГИМО Дмитрий Лабин обращает внимание на то, что впервые российская компания приглашена в проект мирового уровня. «До этого момента иностранные энергетические компании скептически относились к объединениям с российским бизнесом вне российской территории, предлагая партнёрство во второстепенных добычных проектах», - напоминает он.
Замдиректора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев называет это событие незаурядным. «Данный проект – это ещё одно свидетельство того, что отношения «Роснефти» с двумя мировыми мейджерами – Eni и BP - носят стратегический характер», - уверен он.
Эксперты считают, что доля в Зоре позволит «Роснефти» легче входить и в другие проекты Средиземноморья. А значит, у компании появляется значительно больше возможностей расширять своё присутствие на рынках в регионе Ближний Восток – Европа.