На Западе эта практика получила название овербукинг, в документе её называют перебронированием.
Если авиаперевозчик не сможет посадить человека на выбранный им рейс, компания обязана «проинформировать пассажира об альтернативном варианте воздушной перевозки до пункта назначения, указанного в билете». Пассажир, в свою очередь, может отказаться от предложенного варианта. В этом случае авиаперевозчик должен не только возместить стоимость билета, но и предоставить компенсацию «в порядке, установленном федеральными авиационными правилами».
«Минтранс взял за основу зарубежный опыт, но вынес законопроект на открытое обсуждение, что позволяет надеяться, что данный закон будет доработан и будет полностью отвечать интересам российских пассажиров», — отметили в пресс-службе «Аэрофлота».
Минтранс предлагает узаконить овербукинг со второго квартала 2016 года.
Негласная практика
Российские авиакомпании обратились к Кабмину с просьбой узаконить западную практику ещё в феврале. В поддержку инициативы высказывались «Аэрофлот» и авиакомпания «Сибирь».
Стоит отметить, что в России довольно распространена практика овербукинга, однако существует негласно и не регулируется законом. Стоит отметить, что зарубежные пассажиры крайне довольны сложившейся практикой возмещения ущерба в случае овербукинга, так как имеют возможность получить хорошую компенсацию. Например, в одной из иностранных авиакомпаний применяется следующая практика: за несколько дней до рейса пассажиров уведомляют, что билетов на рейс продано больше, чем имеется мест. Далее авиакомпания оплачивает добровольно согласившемуся пассажиру пребывание в другой стране или городе — к примеру, на день — и организует ему полёт на следующем рейсе.
«Главное — понимать, что сами авиакомпании будут стремиться минимизировать количество не вылетевших пассажиров, потому что компенсация — это затраты для перевозчика», — отметили в «Аэрофлоте».
Страховка от прогула
По данным «Аэрофлота», в среднем на рейс не является 10–15% пассажиров.
По словам спикера, именно для перевозчиков, осуществляющих регулярные перевозки, перебронирование будет являться своеобразной дополнительно опцией, которая даст авиакомпаниям возможность более эффективно управлять продажами, увеличивая коммерческую эффективность своих рейсов. В конечном итоге это может привести к снижению стоимости билетов.
«Западные авиационные аналитики говорят о том, что каждая авиакомпания может добавить за счёт овербукинга 7% к доходу. Рост доходов соответственно приведёт к снижению стоимости авиаперевозок и конечной цены на авиабилет», — отметил эксперт.