Министерство транспорта США оштрафовало авиакомпанию «Аэрофлот» на $60 тыс. Ведомство признало российского перевозчика нарушившим правила, регулирующие вопросы защиты прав пассажиров.
Документ предписывает авиакомпаниям раскрывать полную стоимость билета с учетом всех налогов и сборов, сообщает «Интерфакс». Его действие распространяется, как на американские, так и на зарубежные компании. Кроме того, правила обязывают перевозчиков в течение 24 часов с момента заказа на приобретение билета отменять его без применения штрафных санкций.
Чиновники минтранса США изучили сайт «Аэрофлота» в период между 24 января и 13 марта и не обнаружили там информации о бесплатном резервировании билетов и его отмене. В то же время проверяющие увидели тогда, что цены на билеты на сайте российской авиакомпании не учитывают некоторых дополнительных выплат.
«Пассажиры должны иметь возможность легко определять полную стоимость перевозки перед полетом, бесплатно резервировать билет и отменять резерв в течение 24 часов. Министерство продолжит отстаивать права потребителей и применять санкции в случае их нарушения», - сказал секретарь министерства Рэй ЛаХуд, процитированный в сообщении минтранса.
Сейчас на сайте «Аэрофлота» при заказе билета через интернет сообщается, что «указанные тарифы включают таксы и сборы». Ниже говорится, что выбранный тариф «не гарантируется до тех пор, пока не оформлен билет». Условия возврата купленного билета варьируются у авиаперевозчика в зависимости от тарифа. Большинство тарифов эконом-класса предполагают, что отказавшись от билета более, чем за сутки до вылета, пассажир отдаст авиакомпании 1,4 тыс. рублей (или 35 евро) и 25% стоимости билета сверх того, если отказался лететь менее, чем за сутки до рейса. В более дорогих тарифах вернуть можно полную стоимость билета.
«Аэрофлот» далеко не единственный российский перевозчик, который не заявляет на своем сайте о бесплатной резервации билета в течение 24 часов.
Впрочем, по мнению правозащитников, по условиям возврата билетов российские авиакомпании не особо отличаются от зарубежных.
Гораздо больше, говорит председатель Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков, клиенты отечественных авиакомпаний страдают в случае задержки рейса или потери багажа. «Наши пассажиры находятся просто в унизительном состоянии», - считает Аншаков.
Он подчеркивает, что российское законодательство о воздушных перевозках базируется на Варшавской конвенции 1929 года, тогда как большинство стран согласуют свое законодательство с более прогрессивной Монреальской конвенцией (подписана в 1999 году). Документы регулируют международные воздушные перевозки и ответственность перевозчика.
Правозащитник возмущен низкими компенсациями за задержку рейса, которые предусматривает российский Воздушный кодекс. «В случае задержки рейса ст. 120 Воздушного кодекса предусматривает компенсацию в размере 25 рублей в час. Таким образом, в сутки это – 600 рублей. Во всех других странах пассажир получит на порядок более крупную сумму - 300-500 евро», - сказал Михаил Аншаков. По его мнению, отечественные авиаперевозчики в этом плане выделяются даже на фоне российских же транспортных компании другого профиля. Последние обязаны возмещать пассажиру 3% стоимости билета за каждый час задержки.
Еще одна проблема – низкие выплаты российских авиакомпаний за пропавший багаж. «В России компенсируется около 600 рублей за килограмм потерянного багажа, - говорит глава «Общественного мнения». – В большинстве стран это гораздо большие суммы». По его словам, россияне очень часто судятся с авиакомпаниями, в основном, из-за компенсаций за утерянный багаж, если была заявлена его стоимость. За возмещениями из-за задержки рейсов пассажиры зачастую даже не пытаются судиться, поскольку в лучшем случае, расчет будет произведен в рамках Воздушного кодекса РФ.
Аншаков уверен, что законодательство в России уклонилось в сторону перевозчиков из-за сильного лобби авиакомпаний во властных структурах.
Аналитики транспортной отрасли отмечают, что штраф, назначенный «Аэрофлоту» минтрансом США, мало отразится на финансовых результатах авиакомпании. Однако в дальнейшем эти выплаты могут многократно возрасти, если перевозчик не будет соблюдать стандарты.