Он должен не только создать новые рабочие места, но и поспособствовать диверсификации российской экономики в целом. «Всегда шла речь раньше, что у России сырьевая экономика и она занимается только добычей нефти и газа. Отнюдь нет. Развитие малого бизнеса — один из основных драйверов сегодня», — объяснял этим летом первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов. Центробанк вводит специальные нормы регулирования, чтобы упростить банкам работу с малым бизнесом, отмечала на днях глава ЦБ Эльвира Набиуллина.
При этом правительственные чиновники не устают напоминать, что в рамках нацпроектов необходимо увеличить число занятых в сфере малого и среднего предпринимательства (МСП) c нынешних 19 млн до 25 млн человек к 2024 году. Доля МСП в ВВП страны должна возрасти к 2024 году до 32,5% с нынешних 23%. Для сравнения — в Германии этот показатель составляет 53%, а в Нидерландах — аж 63%.
По словам правительственных чиновников, власти намерены создать для МСП комфортные условия работы. В частности, кабинет министров намерен облегчить доступ малому и среднему бизнесу к участию в системе госзакупок и намерен стимулировать банки активнее кредитовать малый и средний бизнес на льготных для предпринимателей условиях.
Без кредита бизнес не раскрутить — это вам скажет любой предприниматель — и малый, и средний, и крупный. И владельцы малого и среднего бизнеса активно кредитуются. По статистике ЦБ, объемы выданных субъектам малого и среднего предпринимательства кредитов в 2018 году показал максимальный рост с 2015 года.
Традиционно на рынке кредитования малого и среднего предпринимательства активны крупные банки, к 1 июля 2019 года на 30 российских банков приходилось 79% кредитов МСП или 3,3 трлн из 4,6 трлн рублей, отмечалось в одном из специализированных исследований.
Значит ли это, что российским банкам, не попавшим, предположим, в первую «пятерку», нечего предложить нуждающемуся в оборотном капитале владельцу небольшого производства? Отнюдь нет.
Специфика заемщика
Специфика малого и среднего предпринимательства, как отмечают эксперты, заключается в том, что клиент этот очень, скажем так, «подвижен», активно реагирует на предложение новых банковских продуктов и очень внимательно относится к качеству сервиса. При этом владельцы небольших бизнесов не особо горят желанием привлекать масштабные финансовые ресурсы на длительный срок, у них другой горизонт планирования. Западные банкиры уже давно поняли, что главное при работе с таким клиентом — это выстроить между заемщиком и кредитором партнерские отношения.
«Ни один крупный банк не предоставит МСБ тот сервис, который способны предоставить малые и средние банки», — считает председатель правления московского Синко-Банка Геннадий Барсегов. «В крупных банках все поставлено на поток. У них, конечно, широкий спектр услуг и инновационные сервисы для предпринимателей, но у нас к каждому клиенту — индивидуальный подход. Мы стремимся разобраться в нюансах бизнеса каждого клиента и уже на основе этого анализа принимаем решения».
По словам министра финансов Антона Силуанова, объем выручки малых предприятий вырос на 25% за последний год. В этом, безусловно, есть и заслуга тех банков, что активно кредитуют малый и средний бизнес.