«Аэрофлот» создаст бюджетную авиакомпанию только в том случае, если власти РФ введут в законодательство поправки, необходимые для функционирования лоукостера, сообщил глава крупнейшего авиаперевозчика страны Виталий Савельев.
Читайте также: | |
---|---|
«Аэрофлот» решил создать lowcost-авиакомпанию | |
Правда, что «Аэрофлот» запускает проект бюджетного перевозчика? | |
Всё о лоукостерах: что нужно знать тем, кто хочет летать дёшево |
«Если мы не согласуем, то лоукостера в «Аэрофлоте» не будет, это такая оговорка <…> Пока мы не поправим законодательство, ничего у нас не полетит. Поэтому я еще раз добавлю, что пока не подправят законы, мы не рискнем вложить 100 миллионов долларов в проект, который не гарантирует нам отдачу, это будет для «Аэрофлота» нереально, невозможно», – заявил Савельев в эфире телеканала «Россия 24». По словам главы «Аэрофлота», он надеется, что поправки будут внесены в Воздушный кодекс до конца 2014 года.
Лоукостер, если он все-таки будет создан, сможет в первые годы обслужить около миллиона пассажиров «Аэрофлота», рассчитан он будет на небогатые слои населения – молодежь и пенсионеров. По оценке Савельева, билеты на рейсы дискаунтера будут на 30-40% дешевле, чем предлагает авиаперевозчик сейчас.
Сегодня авиация остается одним из самых дорогих видов транспорта, особенно в нашей стране. Вопрос создания в России бюджетного авиаперевозчика, работающего на особых условиях, обсуждался неоднократно, однако, как говорят эксперты, «воз и ныне там». АиФ.ru решил выяснить у аналитика ИХ «Финам» Алексея Захарова, что же мешает отсутствию в РФ авиакомпании-дискаунтера.
1. Дешевые аэропорты
Лоукостеры держатся на специализированных аэропортах с низкими сборами или же на преференциях для бюджетных перевозчиков в аэропортах общего назначения. «Обычные авиакомпании платят столько-то, а лоукостеры платят меньше», – объясняет Захаров. В России таких условиях нет. Самый известный бюджетный перевозчик «Авианова» до своего банкротства платил сборы на общих основаниях. Взять хотя бы московские аэропорты, которые задыхаются от количества рейсов, они не могут давать поблажки дискаунтерам, в противном случае обилие лоукостеров привело бы к транспортному коллапсу, рассуждает аналитик.
По мнению эксперта, решить вопрос могли бы государственные дотации, которые снизили бы аэропортовые сборы для дискаунтеров.
2.Цены на керосин
Еще одна немаловажная причина, по которой в России отсутствуют лоукостеры, – это цены на керосин, ситуация с которыми достаточно нестабильна. С одной стороны Федеральная антимонопольная служба заявляет, что стоимость авиационного топлива не растет, в то время как перевозчики утверждают обратное. С другой стороны, глава антимонопольщиков Игорь Артемьев в открытую признает, что не может ничего сделать с нефтяным лобби, чтобы снизить цену на керосин, подчеркивает Захаров. По его мнению, благоприятные условия для создания бюджетной авиакомпании будут возможны, когда стоимость топлива будет урегулирована.
3. Время нахождения самолетов в аэропорту
Для того чтобы максимально снизить расходы аэропортовые сборы, время простоя лоукостеров «на земле» должно быть небольшим. Например, самолет прилетел в пункт назначения и, условно, через 40 минут должен покинуть его. «С этим у нас совсем плохо, понятно, что «Шереметьево», «Внуково» и «Домодедово» забиты достаточно плотно. Следовательно, предоставить дискаунтерам возможность улетать быстро московские аэропорты не могут», – поясняет эксперт. По его мнению, сегодня вряд ли руководство аэропортов пойдет на заключение таких кабальных контрактов.
4. Запрет на прием на работу иностранных специалистов
Среди требований для создания лоукостера «Аэрофлот» назвал разрешение принимать на работу иностранных пилотов. Кстати, Захаров не исключает, что перевозчик затеял создание дискаунтера в основном для того, чтобы получить разрешение на импорт пилотов. Дело в том, что система подготовки летного состава в России за последние годы была «основательно порушена», считает аналитик. В летных училищах будущие пилоты чаще всего учатся на тренажерах и практически не имеют практики полета на настоящих самолетах, следовательно, «Аэрофлот» заинтересован в привлечении специалистов из-за рубежа, которые, к слову, могут оказаться дешевле летчиков-россиян.
5. Невозвратные билеты
Невозвратные билеты – один из основных принципов политики лоукост-перевозок, и на Западе авиакомпании пользуются этим правом. Иностранцы покупают невозвратные билеты по простой причине – они дешевые. В России же этот вопрос пока остается нерешенным – осенью Госдума рассмотрит соответствующий законопроект.
По оценке «Аэрофлота», стоимость билетов на рейсы бюджетной авиакомпании можно снизить на 20-40%, но при наших ценах подобное снижение незначительно, для невозвратного билета это большой риск потерять много денег, отмечает Захаров. Для того чтобы дискаунтер нормально функционировал, стоимость такого билета должна быть незначительной, чтобы пассажир мог без особых потерь отказаться от поездки. Предположим, невозвратный билет стоит 100 долларов, этими деньгами можно пожертвовать, если возникнет форс-мажорная ситуация и пассажир не сможет совершить полет. «Но когда «Аэрофлот» нам говорит, что мы будем продавать невозвратные билеты за 10 тысяч рублей, в то время как обычный стоит 12 тысяч, это смешно», – говорит Захаров. Иными словами, при покупке невозвратного билета за 10 тысяч пассажир рискует потерять всю сумму, в то время, как приобретя обычный билет стоимостью 12 тысяч человек застрахован от рисков остаться без денег. В наших реалиях выигрыш от невозвратных билетов не настолько велик, считает эксперт.