10755

«Улётные» тарифы. Почему «безбагажные» и невозвратные билеты не подешевели?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. Медицина в регионах: кого вылечит врач с зарплатой 8 тыс. рублей? 13/09/2017
Теперь «билет» для этого чемодана стоит почти столько же, сколько для его хозяина.
Теперь «билет» для этого чемодана стоит почти столько же, сколько для его хозяина. Shutterstock.com

Невозвратные билеты появились 3 года назад, в июне 2014 г. До этого момента все (!) авиабилеты можно было вернуть перед вылетом и получить обратно 75% от стоимости. А если пассажир сдавал билет более чем за сутки до рейса, то получал обратно все 100% оплаченной суммы. В течение 2 лет Минтранс активно продвигал закон, который отменил это правило. В ведомстве настаивали: когда появятся невозвратные билеты, полёты подешевеют, в стране начнут развиваться авиакомпании-лоукостеры. Однако уже тогда эксперты предостерегали: нововведение на руку только самим авиакомпаниям, но никак не пассажирам.

В середине 2014 г. поправки к Воздушному кодексу РФ, по­зволяющие компаниям продавать невозвратные билеты, вступили в силу. «Благодаря этим переменам цены на перелёты по внутренним направлениям должны были снизиться на четверть», — вспоминает обещания чиновников директор по развитию сервиса по продаже авиабилетов Аркадий Гинес. Кому-то и вправду показалось, что произошло чудо: дескать, в июне — декабре 2014 г. доля билетов дешевле 5 тыс. руб. составляла около 38%, а в январе — июне 2017 г. — уже 68%.

Однако эксперты считают, что цены тогда снизились совсем по другой причине. «Появление невозвратных билетов на снижение стоимости перелёта не повлияло, цены пошли вниз из-за кризиса. Тогда сильно упало количество летающих по стране и за рубеж, и отчаявшиеся перевозчики, терявшие огромные деньги, предпринимали попытки удержать пассажиропоток», — уверена представитель международного туристического метапоиска в России Ирина Рябовол.

Да и снижением то, что произошло с ценами, можно назвать с трудом (см. таблицу). Например, если до введения невозвратных билетов рейс Москва — Санкт-Петербург — Москва стоил 5,6 тыс. руб., то потом 5 тыс., всего на 10% меньше. Удешевление было незначительным и коснулось только недорогих направлений. А вот такие перелёты, как Москва — Владивосток, наоборот, подорожали — с 13,8 тыс. до 17,3 тыс. руб.

Прилетайте к нам в Магадан

Север и Дальний Восток России недорогие перелёты (которые им тоже сулили) так и не увидели. «Государство идёт авиакомпаниям навстречу уже который год. Им разрешили невозвратные билеты, снизили НДС с 18% до 10% на внутренних рейсах, отменили бесплатный багаж и даже снизили цены на топливо в некоторых аэропортах, но мы как летали в Москву из Магадана, Петропавловска-Камчатского и Анадыря за 50 тыс. руб. туда-обратно, так и летаем. Это дороже на 8 тыс., чем 3 года назад, когда были только возвратные билеты, — возмущается председатель Общественной палаты Магаданской области Яков Радченко. — Да и сейчас невозвратный билет лишь на пару тысяч дешевле, чем возвратный». Действительно, прямой рейс из Москвы в Магадан на 10 сентября с возвратным тарифом стоит 28 499 руб. (включён провоз 5 кг ручной клади и 23 кг багажа). А невозвратный тариф всего на 2 тыс. руб. дешевле — 26 499 руб., и взять с собой можно 5 кг ручной клади и лишь 10 кг багажа. Если чемодан тяжелее, за багаж придётся доплатить почти 5 тыс. руб. «С такими ценами при зарплате в 40 тыс. руб. семья из трёх человек даже летом отправиться на море не может — дорого», — добавляет Радченко.

Кстати, с появлением невозвратных тарифов и зарубежные перелёты не стали доступнее — наоборот, цены повысились (см. таблицу).

Как  изменились  цены на  невозвратные  билеты?*
  ноябрь 2013 январь 2015
Москва -
Санкт-Петербург
5600 5000
Москва -
Владивосток
13 800 17 300
Москва - Барселона 15 100 18 800
Санкт-Петербург - Париж 14 700 14 600
Москва - Рим 14 900 18 400
* По данным сервиса OneTwoTrip

Хитрая арифметика

Ещё одна мера, якобы направленная на снижение цен, — поправки в Воздушный кодекс, разрешающие авиакомпаниям продавать билеты без багажа: за чемодан нужно доплатить. Нововведение вступит в силу с 1 октября. «Новый закон призван сделать перелёты дешевле на 10-20% (по прогнозам Минтранса), но лишь для тех, кто летает без багажа. Однако для преобладающего большинства пассажиров, которые всё-таки летят с багажом, цена только вырастет. Ведь в России туристов, которые путешествуют с одной небольшой сумкой в ручной клади, всего 10%», — считает Ирина Рябовол.

По словам Рябовол, на западном рынке авиаперевозок сейчас идёт обратный процесс — компании уходят от жёстких правил провоза багажа. «В аэропортах некоторых стран, вместо того чтобы вводить ограничительные меры для пассажиров, к сокращению расходов подходят технологично — например, внедряют стойки для самостоятельной сдачи багажа», — рассказывает эксперт.

Кстати, билеты с платным багажом уже появились в продаже. И что же с ценами? Удивительно, но билет на 10 сентября из Москвы в Ростов-на-Дону с багажом в 10 кг стоит 3150 руб. А улететь 10 октября без багажа можно уже за 3350 руб., ещё и за чемодан придётся доплатить 1003 руб. В итоге такой невозвратный билет обойдётся в 4353 руб. А возвратный на этот же рейс с багажом в 23 кг и ручной кладью в 5 кг стоит 3700 руб. Получается, что пассажир, думая, что билеты подешевели, выкладывает за них после каждого нововведения всё больше и больше.

Кстати
Средние цены на авиабилеты из России за рубеж в первой половине этого года упали на 15-20% по сравнению с тем же периодом 2016 г. Таковы данные сервиса продажи билетов «Туту.ру». Снижались цены на полёты за границу и во время прошедшего лета: ближнее зарубежье подешевело на 9,2%, дальнее — на 9,7%. Тарифы на путешествия в Европу при этом снизились только на 1,2%. А вот перелёты внутри страны подорожали на 1,3%. Самые популярные среди заграничных направлений — Прага, Ларнака (Кипр) и Мюнхен. В России в первой тройке — Сочи, Симферополь и Минеральные Воды.

Смотрите также:

Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество