aif.ru counter
1068

Обед в самолёте: где он бывает, до того как попасть к нам?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. Август 2008: Ждать ли катаклизмов? 30/07/2008

70 тысяч едоков

С чего начинается обед в самолёте? Задолго до полёта авиакомпания определяет сумму, которую выделит на ваше питание в воздухе. Под неё и подбирается меню.

По словам Елены Борисовой, начальника отдела маркетинга фабрики, средняя цена обеда на чартерных рейсах сейчас составляет 4 доллара. На регулярных средний чек для экономкласса — 5-6 долларов, для бизнес-класса — от 10 долларов.

— В сутки мы поставляем на рейсы, «прописанные» в «Домодедово», около 70 тысяч порций, — рассказывает Елена Борисова.

Для российских перевозчиков меню разрабатывает на фабрике-кухне шеф-повар. Иностранные компании приходят со своей рецептурой и «кулинарной фишкой», которая является частью их бренда. Например, такие перевозчики, как «Emirates», «Thai Airways», «Singapore Airlines», в борьбе за пассажира делают упор как раз на еду. Они же являются законодателями моды в бортовой кухне.

Гвоздика для шейха

Цех бортового питания существует с 1966 года — тогда этот вид услуг ещё не назывался замысловатым словом «кейтеринг». Первое ощущение, что попал в операционную — все вокруг в перчатках и белых одеждах. К тому же холодно — по технологии температура в помещениях не должна превышать 14°C.

Выясняется, что формочки, которые заменяют тарелки, называются касалетками. В бизнес-классе они не из фольги, как в экономическом, а фарфоровые. Для пассажиров экономкласса еду комплектуют на конвейере, для бизнес-класса и иностранных компаний всё собирается только вручную, а сервировка максимально приближена к ресторанной. На подносе, что мне предъявили для обозрения, лежали накрахмаленная белая салфетка и тяжёлые приборы, ждала своего цветка хрустальная вазочка. Оказывается, гвоздиками украшает подносы авиакомпания «Emirates». А «Luftgansa» заманивает пассажиров конфеткой в изящном конверте.

Все ли продукты можно подавать пассажирам? Далеко нет: исключено суши, поскольку готовится из сырой рыбы. Омлеты — только на регулярных рейсах. Не предлагаются продукты с резким специфическим запахом — лук, чеснок... В капусте много клетчатки, которая ускоряет работу кишечника, — в полёте это ни к чему, особенно пилотам. Кстати, кормят экипаж так же, как и бизнес-класс.

Цех, где делают закуски для экономкласса, я узнала по знакомым маленьким розеткам. В одной из них лежала пара тонких ломтиков мяса с маслинкой, приютившихся на листике салата, — это собирали закуску для а/к «Сибирь». На другом столе рыбная нарезка для «Трансаэро» — кета, угорь, масляная рыба... На горячее пассажира ждала курица по-мароккански. Промаркированная цветом в соответствии с днём недели, она поедет к рейсу в запломбированных автолифтах.

Блюдо по заказу

При покупке билета даже в экономкласс можно заказать для себя специальное меню — вегетарианское, детское, для диабетиков, кошерное... Главное — чтобы заказ был сделан не позднее чем за 24 часа.

— По заказу авиакомпаний готовим разные кухни — мусульманскую, индусскую, азиатскую... — рассказывает Ольга Артёмова, начальник производства фабрики. — Поэтому у наших поваров высокая квалификация.

Шеф-повара Андрея Тимошина многие знают в лицо — он ведёт телепрограмму «Спросите повара». Если авиакомпании и дальше собираются сокращать расходы на питание, то его изобретательности цены не будет.

— Многие стремятся к экономии, — говорит Елена Борисова. — Отечественные компании вместо говяжьей вырезки подают гуляш, вместо картофеля — гречку, но, стремясь удержать пассажира, отказываться от питания не хотят. Авиакомпании из нефтяных и азиатских стран по-прежнему кормят дорого и вкусно.

От редакции

Казалось бы, ну что такое 4-5 долларов? А это на самом деле сто рублей. За эти деньги в известных всем ресторанах быстрого питания поесть можно и сытнее и вкуснее, чем в самолёте, — и на бутерброд с рубленым бифштексом хватит, и на картошечку. О пользе для организма, конечно, говорить не приходится. Но и авиаобед на каком-нибудь чартерном рейсе вряд ли относится к категории «здоровое питание».

Кстати

Владельцы личных самолётов вроде Романа Абрамовича, как правило, заказывают обеды в ресторанах «Пушкин», «Марио» и других, где есть авиационное меню. Активно его развивает и известный ресторатор Аркадий Новиков.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы