Примерное время чтения: 4 минуты
2290

Как из «запорожца» сделать летательный аппарат

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. Расследование «АиФ»: много ли в России российского 01/10/2008

В 1974 году на слёте авиамоделистов в «Артеке» Наиль Хасанов понял, что нашёл дело всей своей жизни. Вскоре поступил в авиационный техникум на факультет двигателестроения. Но чем больше узнавал о летательных аппаратах, тем призрачнее становилась детская мечта. Как будто вся система образования для того только и нужна, чтобы убедить мальчишку в тщетности этой мечты.

В небольшом городке Буинске, где он прожил всю жизнь, выбор профессии так или иначе связан с сельским хозяйством. Скучать простым механиком в автохозяйстве не хотелось - вот и стал обогащать поля химудобрениями. Видел, как работает сельхозавиация, и с огорчением понимал: добрая половина порошка разносится ветром по сторонам.

Тогда-то и задумал Наиль вернуться к детской мечте - сделать такой крошечный самолётик, чтобы с малой высоты опылял поля с высокой точностью.

Семь лет назад, когда он взялся за это дело, подходящих моторов, лёгких и дешёвых, на рынке не было. Пришлось использовать двигатель от старенького «запорожца», полностью его перебрать и заменить некоторые детали. А конструкцию «Шмеля» - так создатель окрестил своего «первенца» - делал, исходя из накопленного опыта: увеличил габариты своих детских моделей так, чтобы самому поместиться в кресло пилота. Капот и двери изготовил из пластика, каркас - из металлических труб, обшивка была деревянной. Сарай в углу двора превратился в мастерскую.

Когда готового «Шмеля» вдвоём с соседом выносили на улицу, казалось, более лёгким был лишь первый самолёт Можайского. Зато для разбега крылатому «запорожцу» хватало 30-метровой полосы и никакого, разумеется, бетона не требовалось - достаточно грунтовой дорожки.

«Обкатал» «Шмеля» в небе профессиональный лётчик из Казани. А Наиль за штурвал так и не сел: лицензирование в любительской авиации - дело дорогое, сельскому механизатору пока непосильное.

Учитель из авиамодельного кружка, сочувствуя бывшему ученику, уговорил его переделать самолёт в двухместный - тогда хотя бы второе кресло достанется конструктору.

Скрепя сердце разбирал Наиль своего небесного друга, распиливал фюзеляж, укреплял каркасную основу. Зато шлифовать новые детали помогал шестилетний сынишка, который, конечно же, мечтает подняться в небо на папином самолёте.

Обогащать поля химикатами новому «Шмелю» уже не придётся. За эти годы Хасанов решил задачу более прагматично - на основе колёсного трактора сделал установку «Варан» с широченными трубчатыми крыльями, по ним насос нагнетает раствор с удобрениями, который вносится в почву с точностью до 20 см. Конкурировать с «Вараном» уже никакой самолёт не сможет.

А летать-то всё равно хочется. Поэтому «Шмель-2» всё же рождается, в привычных муках, под восхищёнными взглядами сына и добродушными насмешками всего Буинска. Его уже не будут дразнить летающим «запором» - наконец появились лёгкие импортные моторы.

- Осталось банковский кредит выплатить и поднакопить на получение лётных прав, - мечтает Наиль. - Как раз к тому времени сынишка подрастёт. Вот тогда вдвоём и полетим.

РЕЙТИНГ

На чём летали и летают люди

1. Аэростат

Первый полёт состоялся в 1783 году, первые пилоты - братья Этьен и Жозеф Монгольфье.

2. Дирижабль

Первый полёт дирижабля конструкции Анри Жиффара - 24 сентября 1852 года.

3. Самолёт

Первый полёт - в 1903 году, пилоты - братья Орвилл и Уилбур Райты.

4. Вертолёт

Изобретён Леонардо да Винчи в 1475 году. Первый полёт состоялся в 1907 году, пилот Поль Корню.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах