Читайте также | |
---|---|
Какова максимальная скорость поезда? |
К 2030 году РЖД планируют построить на территории России более 4 тысяч километров высокоскоростных магистралей (ВСМ) и около 7 тысяч километров линий скоростного сообщения. Президент РЖД Владимир Якунин объяснил, что к высокоскоростному транспорту относятся поезда, скорость движения которых составляет 200-400 километров в час, а к скоростному поезда, со скоростью 140-200 километров в час. В том случае, если все проекты будут реализованы, в зоне действия сети ВСМ окажутся более 100 миллионов россиян. Эксперты неоднозначно относятся к развитию высокоскоростных магистралей в РФ, с одной стороны, на их создание требуются немалые деньги, с другой – в долгосрочной перспективе ВСМ обеспечат подъем национальной экономики.
Приоритетные направления
В настоящее время планируется строительство высокоскоростной дороги из столицы в Казань, которая будет проходить через пять регионов, заявил министр транспорта Максим Соколов. Если проектная документация будет разработана в 2013 году, то, теоретически магистраль по этому направлению может быть введена в эксплуатацию к Чемпионату мира по футболу в 2018 году. Поезда по такой дороге будут ездить со скоростью 350-400 километров в час, соответственно, время, потраченное в дороге, может существенно сократиться – с 11,5 часов до 3,5 часов.
Впрочем, не все эксперты разделяют оптимизм Минтранса и РЖД. Так, вице-президенту «Покровка Финанс» Алексею Вязовскому сумма почти в триллион рублей на ВСМ Москва-Казань кажется огромной. «К сведению, это почти 10% годового бюджета России. В стране, где у 20 с лишним млн человек величина доходов ниже размера прожиточного минимума – тратить подобные средства на то, чтобы доехать из Москвы в Казань за 3 часа – это по меньшей мере странно», – заявил эксперт в беседе с корреспондентом АиФ.ru. Кроме того, остается непонятным, кто будет пользоваться таким маршрутом и будет ли на него платежеспособный спрос со стороны граждан.
Глава государства призвал особо активно работать и над ключевым направлением: Москва – Ростов-на-Дону – Адлер. Благодаря скоростным поездам, пассажиры, отправляющиеся в эти города, смогут экономить на дороге до восьми часов.
По словам президента, южное направление является очень востребованным, даже несмотря на сезонный характер. «Но с учетом того, что мы сделаем из Сочи курорт круглогодичный, то в целом и этот фактор имеет очень серьезное значение», – заявил он, выступая в ходе совещании о перспективах развития высокоскоростного железнодорожного движения.
Экономический эффект
Строительство магистрали Москва – Казань будет стоить 928 млрд рублей (1,16 млн рублей за километр), подсчитал Якунин. Впрочем, глава Минтранса Соколов не исключает, что стоимость может корректироваться в зависимости от проектной документации, а также инфляции. По словам Якунина, финансироваться проекты будут посредством государственно-частного партнерства, то есть 70% денег выделят власти за счет вложений в инфраструктуру, оставшиеся 30% лягут на плечи частного бизнеса, который направит средства на поезда и создание сопутствующей инфраструктуры. В будущем высокоскоростные поезда типа «Сапсан» и «Ласточка» будут ходить по маршруту из Москвы в Екатеринбург и Сочи, уверены в РЖД. До 2020 года планируется продление ВСМ до Екатеринбурга, ее протяженность составит 1,5 тысяч километров, стоимость строительства этой магистрали оценивается в 1,5 трлн рублей (то есть по одному млрд рублей за километр). Тем не менее, ранее затраты на строительство высокоскоростной дороги из столицы в Екатеринбург оценивалось в 2,24 трлн рублей, поэтому можно говорить, что РЖД удалось уменьшить размер сметы.
Экономический эффект государства от проекта высокоскоростного транспорта может выйти на чистый доход в размере 5,3 трлн рублей. В целом проекты высокоскоростных магистралей могут стать локомотивом роста экономики, поскольку с их появлением будут созданы новые рабочие места, новые производства и т.д, и это лучше любых деклараций объединит страну (центр и регионы), полагает Вязовский.
В свою очередь ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов заявил АиФ.ru, что высокоскоростные магистрали улучшают транспортную доступность регионов, способствуют росту мобильности населения, увеличивают поступления в бюджеты всех уровней и «в целом отвечают задаче модернизации страны и развитию инноваций».
«Стоимость строительства отвечает масштабу задач, ведь ВСМ пройдут по густонаселённым районам страны, предстоит сделать их безопасными, выполнить огромный объём работ, обеспечить комфорт и удобство не только пассажирам поездов, но и тем, кто будет жить по соседству с магистралями. Названная стоимость адекватна, однако, не исключено, что если в ходе реализации проекта будут возникать сложности, то конечная цена может вырасти, к тому же не надо забывать об инфляции», – рассуждает Баранов.
Во многих странах высокоскоростной транспорт получил глобальное развитие. В качестве примера эксперты приводят ВСМ Пекин-Шанхай, которая очень похожа на ВСМ Москва-Казань и по расстоянию (1318 километров в Китае против 803 километров в России) и по расходам (33 млрд долларов), отмечает Вязовский. «Только отечественная дорога пока только планируется и что будет со сметой в процессе строительства (можно вспомнить примеры Олимпийских строек или саммит АТЭС во Владивостоке) можно только догадываться», – подчеркивает аналитик.
Социальная сторона
Что касается пассажиров, Путин заявил, что стоимость билетов должна быть приемлемой для большинства граждан. В свою очередь Якунин добавил, что цена проезда в высокоскоростных поездах не превысит 10 рублей за один километр. «Стоимость проезда на ВСМ будет варьироваться от 1 до 10 рублей за километр пути в зависимости от класса вагона», – сказал он. Такой расчет сделан на основании данных по тарифной политике на высокоскоростных поездах в зарубежных странах. Якунин пообещал, что стоимость будет формироваться с учетом покупательской способности россиян. Однако эксперты не спешат соглашаться с заявлениями о прибыли государства и стоимости билетов для населения – слишком велики капитальные и инфраструктурные затраты.
«Можно, конечно, упирать на мультипликативный эффект для экономики в целом, но конкретная ВСМ Москва-Казань долгое время, видимо, будет убыточна. Билет на подобные поезда будет дороже, чем на самолет в том же направлении и это при больших временных затратах времени на поездку», – считает Вязовский.
По словам Баранова, речь идет не о мгновенном получении прибыли государством, поэтому стоимость проезда все-таки будут стараться сделать приемлемой для большинства россиян. Эксперт придерживается мнения, что здесь социальная сторона проекта гораздо важнее для государства, и власти приложат все усилия для его реализации. «Косвенные выгоды для государства, которые названы выше, многократно окупят все средства, потраченные на реализацию ВСМ», – резюмирует Баранов.