Примерное время чтения: 5 минут
196

Топливная засуха. Почему в нефтяной России нечем заправиться?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. В пробирке вырастили мясо! 14/09/2011

А в начале осени под угрозой топливной засухи оказались аэропорты страны. Как объяснить этот парадокс? И будет ли чем заправиться?

Дефицит — саботаж

— Дефицит топлива в начале года был связан с введением с 2011 г. нового техрегламента на него, — объяснил «АиФ» Павел Строков, директор по развитию и маркетингу ИАЦ «Кортес», эксперт топливного рынка. — Топливо стандарта Евро-2 (экологический стандарт, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах. — Ред.) запретили, а более качественного бензина в стране производится недостаточно.

Объяснение, казалось бы, совершенно логичное и понятное, если бы не одно «но». О введении нового стандарта стало известно отнюдь не 1 января 2011 г. Решение о переходе принято довольно давно, и его сроки постоянно переносились, чтобы нефтяные компании успели к нему подготовиться. Не успели! На модернизацию (для производства более качественного топлива) многие из нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) встали лишь после введения новых правил. А объёмы запрещённого Евро-2, который до последнего выпускали и не успели продать в стране, отправили на экспорт, прилично на этом заработав.

Опрос

Что для России важнее, на что стоит тратить средства?

■ На разработку альтернативных источников энергии — 63% (195 голосов).

■ На поиск новых месторождений — 18% (57 голосов).

■ Ни на что из этого — 19% (60 голосов).

Всего голосов: 312.

За такой саботаж нефтяники уже получили по шапке от премьер-министра Владимира Путина. На июльском совещании по нефтепереработке он констатировал: качественного обновления российских НПЗ не происходит. Вместо инвестиций владельцы компаний выплачивают себе фантастические дивиденды. В 2010 г. по основным компаниям их сумма дошла до 8 млрд долл. В то же время за 2008-2010 гг. недофинансирование обязательств по модернизации составило 2 млрд долл. Путин даже пригрозил лишать нефтяников части прибыли. Может быть, пора изымать у них деньги и принудительно инвестировать в модернизацию?

А пока, чтобы избежать дефицита, правительству срочно пришлось вводить заградительные пошлины на вывоз нефтепродуктов и, пожертвовав экологическими стандартами, пообещать на время вернуть на рынок запрещённое топливо.

Правда, со сроками введения новых стандартов окончательно определились только в начале сентября. Евро-2 останется с нами до 31 декабря 2012 г., Евро-3 — до 31 декабря 2014 г., Евро-4 — до 31 декабря 2015 года.

— Ситуация на топливном рынке стабилизировалась, — рассказал Павел Строков. — Сейчас будет даже избыток бензина, потому что Евро-2 вернули, а спрос, как это обычно бывает осенью, пошёл на убыль. Однако снижения цен на бензин даже в этой ситуации не произойдёт.

Диктат монополистов

Дело в том, что в период дефицита в первую очередь пострадали владельцы независимых АЗС. Замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин заявил, что от них поступали и поступают жалобы о невозможности приобретения нефтепродуктов или о слишком высоких закупочных ценах. Многие из них из-за убытков продают свой бизнес. Новые покупатели — в основном нефтяные компании. Значит, розница — последний оплот конкуренции на рынке топлива — тоже монополизируется. А там, где нет конкуренции, снижения цен ждать не приходится. Зато можно ожидать сюрпризов, подобных тому, что произошло в аэропортах.

— Дефицит авиакеросина вызван целым рядом причин, — рассказал «АиФ» Владимир Спиридонов, гендиректор «Аэрофьюэлз Групп». — Это и профилактика ряда НПЗ, и рост производства дизельного топлива, которое по технологии ведёт к снижению выпуска керосина. Возможно, часть топлива была отправлена на экспорт, поскольку мы обеспечиваем этим продуктом страны СНГ.

Государству снова пришлось выручать просчитавшихся неф­тяников. Теперь Минтранс планирует обязать аэропорты иметь 10-дневный запас топлива. Это крайне дорогое удовольствие для авиакомпаний, и они вынуждены будут повысить цены на авиабилеты. К тому же сделать это оперативно невозможно: ёмкости для хранения ещё со времён СССР рассчитаны на 5-6-дневный запас. Значит, в очередной сезон массовых вылетов и прилётов (ноябрьские праздники и Новый год) в аэропортах страны возможен очередной коллапс. К сожалению, пока на топливном рынке не появится реальная конкуренция и мы будем целиком зависеть от милости нефтяников-монополистов, такие угрозы не исключены.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (11)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах