Мы не можем обеспечить приемлемые цены на топливо на внутреннем рынке и одновременно продаем за рубеж товар, который можно перерабатывать и продавать тем же иностранцам в сто раз дороже. В чем причина того, что у нас нефть дорогая (а вслед за ней и все виды топлива)? У каждого «лагеря» своя версия.
Ищите стрелочника
Нефтяники клянутся, что 90% от конечной стоимости нефтепродуктов составляют неподъемные налоги и акцизы. И виноватых надо искать среди чиновников, которые не снижают их из-за нежелания расстаться с мощным денежным потоком в бюджет, хотя такой шаг уменьшил или хотя бы стабилизировал розничные цены и улучшил качество нефтепродуктов.
АЗС сетуют на нерентабельность бизнеса и объясняют, что цены на бензин в рознице не могут скакать по десять раз за день вверх и вниз вслед за колебаниями на мировых нефтяных биржах (мол, это отпугнет покупателей). Действительно, сейчас, когда нефть немного подешевела, никто не стал переписывать ценники. Но, как мы уже видели не раз, как только «черное золото» набирает в стоимости, заправки не ленятся быстро корректировать цены. Может быть, надо, как во Франции, законодательно обязать розничных продавцов следовать курсу цен на сырую нефть? (Кстати, сейчас французские надзорные органы занимаются именно тем, что проверяют, снизили ли АЗС цены сразу же после падения стоимости нефти, а всем автовладельцам рекомендуется помогать властям и сообщать им, где и почем продают топливо).
Простые же российские потребители, ездящие на машинах и летающие на самолетах, не без оснований показывают пальцем и на АЗС (которые сговариваются поднимать цены с соседями по региону) и на монополистов-нефтяников. Кстати, крупное разбирательство по делам, возбужденным недавно ФАС в отношении сразу целого списка производителей и переработчиков «черного золота», пройдет не раньше августа. Как «АиФ» сообщили в антимонопольной службе, проверки по фактам ценовых сговоров и необоснованному завышению цен на различные виды топлива начались еще в июне, а стоимость топлива будут проверять по формуле «мировая цена минус таможенные пошлины с логистикой = максимальный розничный ценник».
Сырьевая болезнь
— В России всего 27 нефтеперерабатывающих заводов, а, например, в США их 280 (и, как заявил год назад Джордж Буш, США должны строить еще больше заводов, чтобы снизить внутренние цены на нефтепродукты), — рассказал «АиФ» директор Института проблем нефти и газа академик Анатолий Дмитриевский. — Российская нефтепереработка находится в упадке, оборудование на большинстве из заводов старейшее, ведь предприятия строили в 50-60 гг. Тогда половина добываемой нефти шла в виде мазута на тепловые электростанции, поэтому и был избран самый дешевый способ первичной переработки нефти с глубиной всего в 55-63% (то есть получался низкосортный товар). Сегодня идет реконструкция 7-8 заводов, но не полноценная, а лишь в виде «косметического ремонта». Нефтяные компании, владеющие НПЗ, должны заниматься переоснащением заводов, но не особенно рвутся, ведь это дорогостоящий процесс, а период окупаемости затрат растянется на долгие годы. Но надо понимать, что не коммерсанты, а государство должно быть больше всего заинтересовано в модернизации отрасли нефтепереработки. Тогда у нас будет высококачественное сырье (с глубиной выхода 87-89%, а может быть, и свыше 91%), и мы станем получать от экспорта в 100 раз больше денег, чем от продажи сырой нефти. Образовавшиеся доходы следует пускать на развитие энергетического машиностроения, нано- и биотехнологий, гражданскую авиацию. Да за счет нефтегазохимии можно поднять всю экономику страны!
— Нефтяников нужно законодательно обязать не только строить новые НПЗ, но и вкладывать в геологоразведку не менее 10% от прибыли (до уплаты налогов), потому что сами они на это тратиться не собираются, — уверен завкафедрой финансовой стратегии Московской школы экономики МГУ академик Владимир Квинт. — Монополизм в этой отрасли перешел уже все рамки, розничные цены на топливо растут каждый месяц, а власти продолжают убеждать население, что чем больше мировые цены на нефть, тем лучше живется простым людям. Если закрывать глаза на эти проблемы, дизель, бензин и авиатопливо станут непозволительной роскошью — авиакомпании будут отменять нерентабельные рейсы, фермерам придется вернуться к плугу, ведь покупать топливо для тракторов и комбайнов смогут лишь крупные хозяйства, а автомобилисты откажутся от машин.
Биржа или ограничение экспорта?
Может, наше спасение в российской нефтяной бирже, «сестры» которой так успешно действуют за рубежом?
— Биржа отлично регулирует рынок, но не в российском исполнении, — уверен эксперт по топливным рынкам группы компаний «ОМТ-Консалт» Андрей Шереметьев. — Юридически Санкт-петербургская нефтяная биржа, на которую возлагали большие надежды, существует уже несколько месяцев, а реальной ее работы не видно, потому что туда «загнали» в обязательном порядке лишь несколько госкомпаний, а свободных игроков ей привлечь нечем.
Еще один вариант борьбы с высокими ценами на топливо — это уменьшение экспортных поставок. Но эксперты, опрошенные «АиФ», считают, что принудительное сокращение экспорта нефти с 50% до, например, 25% не решит эту проблему. Потому что нефтяные компании просто сократят объемы добычи нефти: это экономически более выгодно, чем бороться за покупателя на внутреннем рынке.
Официальное мнение
Министр энергетики РФ Сергей Шматко:
— Для того чтобы преодолеть проблемы, мешающие развитию нефтегазовой отрасли, надо к 2020 году вложить в нее 1,5-1,7 трлн руб. Кроме того, сейчас применяются неэффективные правила в области добычи, переработки и геологоразведки, а 15% нефтегазового оборудования закупается за рубежом. Значит, надо заниматься масштабным освоением технологий, которые сейчас очень востребованы.
От редакции
Может быть, по аналогии с продуктовыми талонами, пора подумать и про топливные? На что заправлять машины инвалидам и многодетным семьям? Если мы так ратуем за увеличение рождаемости и торжественно вручаем автомобили ветеранам, значит, надо предусмотреть оказание и такой помощи.