aif.ru counter
133

Что нужно делать, чтобы избежать авиакатастроф в России?

50 лет назад, в феврале 1959 года, в Советском Союзе был вручён первый значок «Заслуженный

Чтобы прикрепить его к пиджаку, десятки людей рисковали жизнью, погибали на испытаниях, и всё ради того, чтобы потом миллионы могли летать спокойно. Один из них - Георгий Волохов.

- Георгий Николаевич, на днях были обнародованы результаты расследования авиакатастрофы в Перми, в которой погибли 88 человек: экипаж не справился с ручным управлением, когда отключилось автоматическое…

- Всё от недостатка опыта, профессионализма. Сегодня лётчикам дают очень мало времени для подготовки, особенно экономят на иностранных самолётах - это ведь надо деньги платить за стажировку на «боингах» в той же Америке. Помните, в Иркутске аэробус загорелся, свыше ста человек погибли? Реверс (прибор, запускающий режим работы двигателя на остановку самолёта. - Прим. ред.) одного из двигателей у них не работал. Но лететь с такой неполадкой можно. Лётчики в нештатной ситуации пытались использовать неисправный реверс, в результате погибли сами и людей погубили.

Президент выбирает лучшее

- Часто говорят, что отечественные самолёты - рухлядь, поэтому и бьются.

- Я 30 лет проработал в ОКБ Ильюшина, испытывал практически все машины, которые оно выпустило. Взять Ил-38, первый самолёт с великолепной начинкой для поиска и ликвидации подводных лодок, про который мы молчали 30 лет, а теперь он есть во всех энциклопедиях. И до сих пор служит. Или транспортник Ил-76, этот трудяга, который до сих пор в строю: всё время вижу по ТВ, что Шойгу на нём летает. Самолёт изумительный, хотя и побили их несколько штук, но всё без технических причин - тут наша совесть чиста. И наконец, Ил-86, наш легендарный самолёт, на котором за 30 лет не погиб ни один пассажир. Может быть, с точки зрения экономии топлива наши самолёты и правда устаревают, но по техническим показателям - нет!

- Наверное, в доказательство этого наш президент летает на Ил-96… Кстати, с правительственными самолётами практически не было инцидентов. Там какая-то особая начинка?

- Единственное отличие - комфортабельный салон, а техническое оснащение такое же, как и на других машинах. Да, правительственные самолёты пропускают через дополнительную программу испытаний. Например, не очень настроен автопилот - мы настраиваем, отлаживаем. Что касается инцидентов: лет 5 назад В. Путин куда-то летел, а на обратном пути в одной из тормозных систем - а они дублируются - обнаружили неисправность. Я бы, не задумываясь, летел, но они перестраховались. И правильно сделали. Там в гидросистеме маленький дефектик заводской был, который при приёмке не мог быть обнаружен. Со временем он проявился. Раньше это считалось бы преднамеренным браком, за это в тюрьму сажали.

 

 

Решение за 3 секунды

- Вы ведь испытывали некоторые самолёты на Ходынке, практически в центре Москвы. И там же установили 18 мировых рекордов?

- Да, с Ходынки поднимали Ил-18, -38, а 62-й побоялись, потому что это был очень скоростной и прогрессивный самолёт. Александров, директор Курчатовского института, выдвинул требования по безопасности, после того как на территорию института (практически рядом с Ходынским полем. - Ред.) упал реактивный самолёт. Его испытывала моя хорошая знакомая Алла Шихина, которая летела с лётчиком-испытателем ОКБ Яковлева Волковым, у них оторвался кусок закрылка, и они упали прямо на постройки института. Никто не погиб, но атомщики, естественно, возмутились. А мировые рекорды? Чтобы получить Героя, надо было, чтобы в открытой печати были публикации, а работа ведь засекреченная, никто об этом не писал. Решили, что я установлю несколько рекордов. Была такая возможность. Существует их сетка - скорости, высоты, весовой категории. Получил задание, вылетел, вернулся - вот и рекорд. Но недавно выяснилось, что мои рекорды до сих пор не побиты.

- А званием Героя дорожите?

- Ещё как! И вы знаете, что интересно, я думал, что один такой. А потом заметил, что все наши ребята, кому дали Героя, так трепетно это восприняли, что уже не могли себе позволить где-то состорожничать. И я могу назвать с десяток человек, которые после получения Звезды разбились. А если бы не получили, может, и живы бы остались.

- 30 лет ежедневно рисковать своей жизнью - не каждый на это пойдёт.

- Работа лётчика-испытателя тогда была интересной, престижной, денежной. А чувство страха… Оно было на земле, перед полётом, а когда сядешь в кабину - ты хозяин положения, всё зависит от тебя. У меня было примерно 6000 полётов, из них, может быть, 100 с отказами техники. А случаев 10 действительно драматические. Например, испытывали Ил-86 на очень большие скорости, которые могут возникнуть при всяких ошибках. И вот на самой критической скорости возникло трепыхание, т. н. флаттер, хорошо, не крыла, иначе оно сразу отваливается, а закрылка. Нас трясёт, что делать? Сгоряча можно было убиться! А тут ещё удар, говорят, что закрылок «ушёл», то есть отвалился, но нас не валит. Было время подумать: обычно это 1-2 секунды, потом ещё 15, а вообще есть норматив - на взлёте решение о прекращении или продолжении полёта надо принять за 3 секунды.

- Но ведь вашим опытом можно делиться с сегодняшними лётчиками, наверняка тогда бы их реакции на внештатные ситуации не обходились так дорого - ценой жизни пассажиров и их самих...

- Раньше многие лётчики приходили общаться с нами, обсуждали машины, мы рассказывали про разные тонкости. И сами порой выживали, потому что делились друг с другом опытом. Помните, было землетрясение в Армении? Министерство авиации отправляло борт с помощью, руководство решило, что полечу я. Забили 76-й одеждой, одеялами, продуктами, медикаментами. Это было уже в конце карьеры, я плохо ночью видел. Хорошо, ума хватило расспросить ребят, которые только оттуда вернулись, что да как. И они рассказали, какой кавардак творится в аэропорту и как действовать, ведь они сами там чуть не грохнулись. А два самолёта всё же разбились, а там атомная станция рядом… Думаю, это мне сильно помогло. Просто я всегда знал, что жизнь гораздо богаче того, что написано в инструкции. Но и инструкции написаны кровью, поэтому их надо выполнять.

ДОСЬЕ

Георгий Волохов родился в 1934 г. в Москве. Окончил мехмат МГУ и одновременно Центральный аэроклуб, в 1961 г. - школу лётчиков-испытателей.

За мужество и героизм, проявленные при освоении новой военной техники, в 1981 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Награждён орденами Ленина, Боевого и Трудового Красного Знамени.

Смотрите также:



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Можно ли замораживать арбуз?
  2. Какие прививки рекомендуется сделать детям перед школой?
  3. Что случилось с Никитой Михалковым?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ