О том, почему экипаж погибшего ТУ-154 решил дозаправиться в Сочи, мог ли на борту быть груз и сколько лет отмерено самолётам, АиФ.ru поговорил с заслуженным пилотом РФ, членом Комиссии при Президенте РФ по развитию авиации общего назначения Юрием Сытник.
Резкий взлет командира?
Елена Плотникова, «АиФ»: Юрий Михайлович, до сих пор непонятно, почему экипаж самолёта решил дозаправиться не в Моздоке, как планировалось, а в Адлере? Почему поменял курс?
Юрий Сытник: Это решение принимает командир корабля. Зачем лететь в Моздок, когда есть прекрасный аэропорт в Сочи? Сел да заправился. В Сочи безопасно, на высшем уровне обслуживание. В Моздоке некому почистить салон, заправить туалеты, а у командира самолёта не просто военные же летят... Салон за два часа полёта требовал уже, чтобы его почистили, чтобы на борт взяли питание, топливо, почистили туалеты, заправили водой.

— Говорят, что питание на борт не брали, только заправились и всё.
— Это говорят. А может, и брали. Кто знает?! Пассажиры летят все-таки, артисты летят — Ансамбль Александрова. Может быть, официально не брали? Но все подзаправились в Сочи. В Моздоке ни буфета, ни магазинов, ничего нет. А здесь нужно было еще пройти таможню, границу, этот же рейс за рубеж идёт. Все что-то из еды с собой взяли. Вот почему было принято решение в Сочи дозаправиться, а не на военном аэродроме Моздока. В Моздоке сел, солдат подошел с ружьём: «Забрали топливо и валите!». А кто заправит воду? Кто почистит туалеты? Кто салон почистит?
— Те, кто летал подобными рейсами, говорят, что там много свободного места — садишься где хочешь. И обычно все сгружаются в хвост. Не могла ли децентровка стать причиной падения?
— Диапазон центровок в салоне от 18 до 33. Чем больше сзади, тем легче взлетать. Но не бывает никогда, чтобы все сели в одно место. Даже психологи занимались этим, проводили эксперименты, определяли центровку, центр тяжести, и уже доказано научно, если делать свободную рассадку, то все сядут как надо. Но здесь все зависит от техники пилотирования, как командир взлетал. Может быть, там был резкий взлет? Чего я и побаиваюсь. Когда придут расшифровки, посмотрим. У каждого командира есть свой собственный почерк. Человек, который давно летает, знает возможности этого самолета, поэтому каждый взлетает по-своему. Я на нем летал больше 20 лет, и у меня на Ту-154 свой почерк выработан. Но для того, чтобы все это сделать, нужно было иметь хорошую подготовку. Мне, например, ее дали мои учителя в «Школе летчиков-испытателей». Кто обучал этого командира? Как он взлетал? Не знаю.
— А почему тогда части самолета на таком большом расстоянии друг от друга были?
— Вы сами и ответили на свой вопрос. Потому что если он разваливается в воздухе, части разлетаются очень далеко. Если просто срывается и компактно падает в воду, тогда только могут разнестись эти обломки течением, ветром, как угодно. А если на большой акватории все это разносилось, нужно посмотреть, где шасси, где остальные части.
Крушение самолёта Минобороны РФ в Чёрном море






Крушение самолёта Минобороны РФ в Чёрном море













«На сигналы SOS даже нет времени»
— Почему сигналы бедствия не подавали?
— Времени нет в самолете на это. Идет разгон самолёта, отрыв, выключение, уборка фар, уборка механизации. В кабинете идет рабочая обстановка, сложный элемент взлета. Посторонних разговоров вообще нет, и они не предусмотрены ни руководством полетной эксплуатации, ни инструкциями по взаимодействию экипажа, ни по технологии экипажа. Поэтому когда там что включать? Явно что-то резко произошло. Если взрыв, кто там будет включать, какие сигналы подавать? Все! Голова отлетела, руки отлетели. А если не взрыв, если он его сам завалил, что он будет говорить? «Я завалил самолет, я сейчас попробую его вывести»? Не получилось. Вот и все.
— Непонятно и то, был ли на борту груз и мог ли он стать причиной крушения?
— Не знаю. Даже если был, там есть два багажника: передний и задний. При загрузке всегда учитывается загрузочная ведомость и центровка самолета. Это делает второй пилот или специальный человек, который занимается этой центровкой. Здесь как раз хаотичности не бывает, грузчики несут за это ответственность.
— В СМИ, социальных сетях, в комментариях многих известных личностей главной причиной трагедии назвали то, что ТУ-154 был старым, что его давно нужно было списывать. Вы пролетали на таком самолете 20 лет, неужели эти самолеты нужно давно списать?
— Люди, которые говорят, что этот самолёт был стар, не понимают ни грамма в авиации. ТУ-154 — самый массовый борт был в Советском союзе и в новой России. Он был основным перевозчиком пассажиров. Самолет сделан на фирме Туполева и в свое время получил золотую медаль. Это замечательный самолет. Он строгий, но он железный, нормальный самолет. И все, кто на нем летал, его очень любят. И эта машина не старая. Он 1983 года выпуска, у него налёта всего 6600 часов. Это новая машина.
— А сколько лет должно быть самолету, чтобы его списали?
— Назначенный ресурс главным конструктором, как правило, начинается с 15 тысяч километров и до 55 тысяч. Комиссия осматривает самолет и определяет, сколько часов дать этому шасси, этому двигателю и пр. Все эти вопросы регламентированы и очень серьезны. И люди, которые подписывают эти документы, отвечают за них своей головой. Этот самолет может эксплуатироваться 50 лет!
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть