Любое общество так или иначе выстраивает некую свою систему ценностей и ориентиров, опираясь на которые, строит свою жизнь.
Что же является главной ценностью, что по-настоящему свято для россиянина? Самый распространенный ответ – отношение к Великой Отечественной войне, преклонение перед памятью павших, уважение к ветеранам.
Ножевой приступ
Жителю Краснодарского края Ивану Марковичу Джосу было 93 года. Он прошел всю войну, был награжден орденами и медалями. Ветерана не раз приглашали выступать перед школьниками, в музее местной школы он был в числе героев войны. А забор его дома украшала табличка «Здесь живет ветеран Великой Отечественной войны».
В истории про Тимура и его команду звезды, начертанные на домах семей бойцов Красной Армии, означали, что дом находится под защитой.
В жизни табличка о том, что в доме живет ветеран, увы, не помогла. Как следует из материалов следствия, вечером 6 сентября в дом Ивана Марковича ввалился 38-летний местный житель, недавно освободившийся из мест заключения. Незваный посетитель потребовал водки, но получил отказ. Разозлившись, подонок ударил 93-летнего старика ножом в грудь. После чего замыл следы крови, стер отпечатки пальцев и удалился.
Тело ветерана обнаружил работник социальной службы. Однако вызванные на место медики и полицейские каким-то удивительным образом установили, что старик скончался от… сердечного приступа.
Истинную причину гибели ветерана обнаружили родственники, которые и подняли шум, заставив правоохранительные органы шевелиться.
Убийцу взяли практически сразу, и отпираться он не стал.
Хроники большой охоты
Эту историю можно было бы считать из ряда вон выходящим случаем, если бы хроника происшествий не кишела новостями о преступлениях против ветеранов войны.
В ноябре прошлого года в том же Краснодарском крае был осужден 31-летний мужчина, который жестоко пытал, а затем убил ветерана войны.
В марте этого года под Армавиром двое преступников проникли в дом ветерана, надеясь поживиться пенсией. Старика подвергли пыткам, сломали челюсть, украли награды, 4000 рублей, мобильный телефон, подожгли дом и скрылись. Старика с ожогами доставили в реанимацию.
В Белгородской области 24-летний парень пробрался в дом 87-летнего ветерана, избил его и ограбил.
В Липецкой области двое 16-летних подростков и 21-летний парень вскоре предстанут перед судом – они влезли в квартиру 95-летнего ветерана войны, избили его и похитили имущество, в том числе медали.
В Саратовской области 28-летний гражданин залез в дом 89-летнего ветерана, избил его и отнял 45 рублей.
В Оренбургской области два молодых человека проникли в дом к 85-летней женщине-ветерану войны, нанесли ей несколько ударов ножом, похитили деньги и скрылись.
В Петербурге двое подельников проникли в квартиру к 89-летней женщине, пережившей блокаду, связали, пытали, порезали ногу ножом, похитили деньги и скрылись.
Во Владимирской области 15-летний подросток ограбил и изнасиловал 86-летнюю женщину-ветерана войны.
Приведенный здесь список не то что неполон – он лишь верхушка айсберга под названием «Насилие против ветеранов».
Борьба за существование
Широкой гласности предаются только самые циничные, самые гнусные преступления. Большинство злодеяний остается в стороне от внимания общественности. И самое страшное, что нередки случаи, когда преступления против стариков-ветеранов совершают их же близкие – внуки и правнуки.
Иногда происходит почти невероятное – ветераны войны, не надеясь на помощь, вступают в смертельную схватку с преступниками сами. В Забайкальском крае 87-летний ветеран вступил в рукопашную с 35-летним бандитом, проникшим в его дом. Получив ножевое ранение, герой войны, тем не менее, сумел прикончить преступника.
Новость о героическом ветеране наделала много шума и вызвала восторги общественности, заслонив собой главный вопрос: «Как получилось, что престарелый ветеран должен биться за свою жизнь и честь с убийцей, который годится ему по возрасту во внуки?».
В 2011 году в лучший из миров переселились 136 тысяч российских ветеранов войны. Многие, как вы видите, сделали это не по своей воле.
Оставшиеся ветераны Великой Отечественной войны – по подсчетам Татьяны Голиковой, их 3,4 миллиона, фактически на порядок меньше – похоже, пользуются почетом и уважением лишь на бумаге. О них вспоминают лишь к праздникам, когда неспособные к проявлению живых чувств чиновники коряво и неумело произносят дежурные фразы и дарят порой неуместные подарки.
Кощунство по просьбам трудящихся
Все эти «внуки» и «правнуки», что сегодня готовы расправиться с 90-летним стариком за бутылку водки, изнасиловать 86-летнюю женщину, выросли не на необитаемом острове, а в нашем с вами российском обществе.
В июне 2012 года депутат Госдумы от КПРФ Александр Кравец выступил с инициативой расценивать преступления, совершенные против ветеранов войны, как наиболее тяжкие, а убийц ветеранов карать пожизненным заключением.
Но сегодня предложение это кажется уже запоздавшим. Пока в Москве центральные каналы отчаянно разоблачают «кощунниц», осквернивших главный храм страны, в Иваново власти сносят памятный знак в 40-летия Победы.
Власти устами депутата Ивановской гордумы Михаила Шора, разумеется, поспешили заявить, что памятник-де не сносится, а просто переносится на новое место «по просьбам граждан», но груда варварски отбитых камней плохо ассоциируется с переносом. Тем более что первоисточник этой версии общеизвестен: Бронзового Солдата и могилу советских солдат в Таллине тоже ведь переносили не по политическим, а исключительно по коммунальным мотивам.
* * *
Пройдет не так уж много времени, и на месте сегодняшних стариков окажемся мы с вами. Только за нашей спиной не будет Победы, восстановленной страны, покоренного космоса…
Сколько будет стоить наша жизнь в глазах наших внуков?