Советские ювелирные украшения не отличались разнообразием, однако они стали памятником целой эпохе. Прочные, износостойкие, не требующие ремонта даже спустя десятилетия.
Сегодня знаменитые серьги-«малинки» и кольца-«маркизы» с охотой приносят в ломбард или хранят дома как семейную реликвию.
Aif.ru решил вспомнить, какие популярные модели ювелирных украшений выпускали в СССР.
«Тюльпаны»
Самой популярной моделью серег были «тюльпаны». Увесистые «луковицы» в объятиях металлических лепестков чаще всего украшали фианитами — искусственными камнями, блестящими подобно бриллиантам, или алыми вставками, которые было принято называть «рубинами».
«Тюльпаны» с крупными алыми камнями носит Надюха в фильме «Любовь и голуби». Яркие, будто праздничные серьги комично контрастируют с деревенским образом героини.
«Малинки»
Классика советских ювелирных украшений — круглые серьги-«малинки»: в центре — крупный искусственный камень, по периметру — вставки меньшего размера.
Крупные «ягоды» в ушах носили многие женщины. Серьги в этом стиле можно увидеть на героине Зине в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» — моднице, которая собирается уехать с Якиным. Носит их и преобразившаяся Екатерина в фильме 1957 года «Высота».
«Шахиня»
Золотое массивное кольцо с крупным камнем — узнаваемый продукт советской ювелирной промышленности.
В шкатулке многих советских женщин хранилась «Шахиня»: перстень, украшенный по бокам витиеватым воздушным узором. Декор по стилю напоминал восточный орнамент, отсюда и экзотичное название.
Такой массивный алый «рубин» носит героиня Веры Алентовой — начальница Катя в фильме «Москва слезам не верит». Большому руководителю — солидное кольцо.
«Маркиза»
Другой популярной моделью колец была «Маркиза». В отличие от «шахини» этот перстень обладал заостренной и продолговатой формой — стиль а-ля Людовик XV.
Сейчас дизайн такого кольца кажется устаревшим, однако в советское время «маркиза» красовалась на пальце любой модницы. При этом в народе заостренная модель получила и другое название — «лодочки».
Такое кольцо можно встретить на руке возрастной сотрудницы статистического управления в фильме «Служебный роман». Кстати, там же засветилась и «Шахиня» с фиолетовым отливом.
«Калачи»
А бывало и так, что на ювелирную моду влияло кино. Например, выход фильма «Тихий Дон» заставил женщин полюбить серьги-«калачи».
Кинообразы казачек — Зинаиды Кириенко, Элины Быстрицкой и Людмилы Хитяевой — так полюбились советским женщинам, что многие начали носить «донские» украшения.
Фабричные самоцветы
Большинство камней, украшавших советские серьги и кольца, были синтетическими. В том числе и знаменитые алые камни, которые наши бабушки называли «рубинами», рассказывает геммолог Юлия Иртюга.
«Сам по себе рубин — редкий и очень дорогой камень, в СССР же его массовой добычи не было, в украшениях использовали корунды как для «рубинов», так и для не менее популярных «александритов». Последние, к слову, в народе любили называть „александритами“», — говорит эксперт.
Однако у фабричных самоцветов было и свое преимущество — твердость. Их было трудно разбить, поцарапать, они выдерживали высокие температуры плавления, поясняет геммолог.
«Например, в кольцах чаще всего были синтетические корунды. Интересно, что у этого материала высокая твердость — 9 по шкале Мооса: он выдерживает трения и царапины, поэтому ювелирные вставки в советских украшениях даже спустя много лет остаются в презентабельном виде», — рассказывает Иртюга.
А вот металл, из которого делали украшения, был 583 пробы — для золота и 875 — для серебра. Что касается золота, то такое содержание благородного металла делало украшение стойким при ношении. «Строгими были и стандарты изготовления драгоценностей: женщины могли носить изделия как на завод, так на танцы и в баню — крепления или элементы дизайна выдерживали такую эксплуатацию», — поясняет геммолог.
Поэтому, заключает эксперт, даже если сама по себе модель сейчас нам кажется неинтересной, качество советских украшений восхищает до сих пор.