Всем известен афоризм Чехова: «Краткость — сестра таланта». Родители часто повторяют его детям, когда учат вычленять главную мысль из большого объема информации. Современные подростки очень любят короткие ролики в Сети, из которых узнают много полезного. И на этом моменте взрослые начинают противоречить сами себе — учат младших быть краткими, при этом против того, чтобы ребенок употреблял много такого материала в Сети. Важно сразу отметить, что умение выразить основную мысль емко — это талант, который сейчас развивают многие, рассказала aif.ru психолог Татьяна Василькова.
Существовало ли раньше клиповое мышление?
Тип восприятия связан с тем, что есть видео, которые можно и даже нужно смотреть. Детям сложнее было бы учиться без сайтов и приложений, где ролики длятся до 15 минут, а то и всего 15-40 секунд. Люди будут изучать такой материал, раз он доступен и популярен сейчас в интернете. Если старшее поколение пытается отменить клиповое восприятие у подростков, то, по такой логике, придется запретить и все видео продолжительностью менее часа.
При этом стоит вспомнить, что даже на заре развития современного российского телевидения появилось несколько каналов (да, их было немного), и люди сами выбирали, что хотят посмотреть. Даже в то время человек переключал с канала на канал, и за нескольких секунд понимал, интересна ли ему передача или нет. В наше время происходит то же самое. Человечество не может уйти от того, что присутствует в жизни уже много лет. Аналогичная ситуация и с короткометражными фильмами. Авторы передают полноценную историю за небольшой отрезок времени. Даже документальные работы подаются в таком формате.
Клиповое мышление для всех типов восприятия
В любом понимании крайность — это нехорошо. Некоторые считают, что если человек смотрит короткие ролики, то больше не может воспринимать информацию в другом виде, где материал изложен более подробно, научно или технически. Это совершенно не так. Каждый из нас совмещает разные форматы контента для получения общего представления. Сегодня — короткое видео, завтра — научная литература, послезавтра — документальный фильм. Одно не может исключать другого.
Кроме того, клиповое мышление прекрасно подходит людям с визуальным типом восприятия информации. Небольшой ролик рассматривается как наглядный материал, который легче запомнить и понять. Даже в педагогике используется такой метод, чтобы дети усваивали новые знания.
Также аудиалам подходит клиповый стиль. Бывает, что текст воспринимается сложно, при этом картинка и звук запоминаются лучше. Для обучения хорошо комбинировать разные методы. Можно даже подключать сенсорный, тактильный способ, чтобы получать дополнительную информацию.
Некоторые ошибочно думают, что люди часами смотрят короткие видео и больше ничего не делают. Но это не так. Достаточно потом пообщаться внимательно и с любопытством о полученном материале, и увидите, что у человека уже есть определенный багаж знаний по конкретному направлению. Для фундаментального изучения темы люди используют несколько ресурсов — не только клипы, но и книги, тематические выставки в музеях, театральные постановки. Таким образом выстраивается целый комплекс для личностного развития.
Клиповое мышление для профессий будущего
Быстрые ролики — это возможность изучать много и по чуть-чуть. Так легче знакомиться с разными сферами жизни, деятельности. Раньше был тренд на обучение детей — например, записаться в музыкальную школу, отучиться 7 лет, чтобы ребенок полноценно освоил профессию и потом сам преподавал музыку. Сегодня такой подход не работает, особенно в вопросе профессий будущего. Неизвестно даже, какие специальности останутся востребованными в ближайшие десятилетия.
Сейчас спрос идет на тех, кто способен генерировать креативный контент и управлять роботами. Нужны люди с нестандартным мышлением. И оно возникает как раз на стыке дисциплин, когда человек полноценно знает не только музыку, например, а еще неплохо разбирается в спорте, истории, театре и т. д. Сегодня профессии будущего, — тот же блогер, — возникли как синергия из десятков дисциплин.
Короткие клипы позволяют ребенку развиваться одновременно во многих направлениях, получать знания из нескольких источников и областей. Это очень полезно для призвания в будущем. Дети учатся быть разносторонними, выделять главное и также кратко передавать информацию другим.