Я вдруг понимала, что желание защищать детей от тех, кто им ставит двойку или смотрит на них без любви, надо подавлять. Не нравится учитель – надо искать другого, а не переделывать, воспитывать и наказывать того, кто, по вашему мнению, не учитель, а беда.
Недавно встретилась с мамой одноклассника моей дочери, и эта мама доверительно сообщила, что у одной учительницы наших детей маниакально-депрессивный синдром, биполярное расстройство: она то добрая, то вдруг злая – не женщина, а качели. И столько лет не замужем! Как найдёт на неё, так неподъёмные домашние работы задаёт и контрольные, как для поступающих в вузы, а не для восьмиклассников. Пора на неё пожаловаться.
Мне тоже не нравятся безразмерные домашние задания, но, когда я пыталась с дочкой посплетничать на эту тему, она меня не поддержала, опустила глаза, ей было стыдно… не за учительницу. Я подумала и порадовалась, потому что хоть так, но дочка попробовала защитить учителей, чей авторитет и методы работы подвергаются сомнению буквально на каждом шагу. Любой может их лягнуть за некачественную, по мнению родителей, работу, как служанку за плохо помытый пол.
Одна мама в нашей школе написала жалобу директору за то, что учитель сказал на уроке, что «Россия – это страна рек и озёр». Маме показалась эта формулировка неполной и даже оскорбительной. Она написала жалобу. Когда ей показали цитату из учебника, которую учитель практически полностью повторил, то она посчитала, что и создатели учебников ничего не знают, дураки. Эта мама меня спрашивала: «Как думаете, продолжать разбираться или спустить на тормозах?»
Я ей сказала:
«Да уж простите их, в другой раз они дадут более подробное и правильное описание страны». А сама думаю: бедные учителя. Не знаю, что произошло, как из сильных они превратились в слабых. Когда-то они били нерадивых учеников линейкой по рукам, и те под воздействием боли становились более радивыми. А теперь им попадает разного рода линейками от учеников и родителей. Попадает за всё: и за то, что плохо учат, и за то, что учат слишком хорошо, и за то, что с учениками холодны, и за то, что слишком дружелюбны, дистанцию не держат, и за то, что красивые, и за то, что нет. Родители, конечно, многое узнают о школьной жизни из детских рассказов – про несправедливое отношение учителей к ученикам, про внешний вид учителей, их личную жизнь, которая от учеников не ускользает.
Рассказы своих детей о школе я слушаю с интересом, но понимаю, что многое надо пропускать мимо ушей, особенно про личную жизнь педагогов. Хорошо помню себя в подростковом возрасте, когда фантазии были неотделимы от реальности. На переменах мы с подружками обсуждали учителей, откуда-то знали, что физрук в своей комнате выпивает с историком, у молодой учительницы роман с историком (с тем самым, с которым выпивает физрук), а от завуча жена ушла к повару – вот смех! Про одну учительницу было известно, что у неё искусственный глаз – такой миф. Всё остальное, возможно, было правдой.
В общем, и мы в своё время учителей не щадили, но всё-таки они были более защищены, чем сегодняшние. Нынче ученики и родители дают ход своему неудовольствию и фантазиям: пишут на учителей пространные жалобы, выставляют им в Интернете оценки – рейтинг называется. Оценивают с помощью звёздочек: какой учитель пятизвёздочный, как отель, какой двухзвёздочный – жадный на пятёрки.
Педагог сегодня – одна из самых зависимых профессий. А мне бы хотелось, чтобы моих детей учили люди свободные, имеющие право на своё мнение, на свою оценку, на свои ошибки, на сложный характер и даже неудавшуюся личную жизнь.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции