Примерное время чтения: 10 минут
8843

Когда школа — дома: истории людей, выбравших семейное обучение

Яна Хватова / АиФ

В последние годы всё более популярной формой образование становится семейное обучение. Такой вид отличается от домашнего обучения тем, что у детей нет никаких проблем со здоровьем, и учителя не ходят к ребёнку, чтобы объяснить тему. При семейном обучении родители забирают ребёнка из школы по идеологическим соображениям и занимаются его обучением по программе самостоятельно или при помощи репетиторов. При этом ребёнок каждый год должен проходить школьную аттестацию, чтобы перевестись в следующий класс и потом получить аттестат о среднем образовании. Сторонники семейного обучения уверены, что дома ребёнок быстрее осваивает школьную программу и не тратит время на ненужные действия, а противники этой системы убеждены, что дети на семейном обучении лишаются главного — школьной дружбы, и потом им очень сложно адаптироваться в обществе. АиФ.ru узнал две разные истории личного опыта семейного обучения: каждая из этих семей по-своему права.

Оксана: «Общение в школе готовит ребёнка к тюрьме»

В семье Оксаны Агеевой пятеро детей. Когда старшая дочка пошла в школу, Оксана была недовольна темпом получения знаний и тем, как дети контактировали между собой. «Дети в школе ссорились, дрались, унижали и оскорбляли друг друга, — объясняет Оксана. — Взрослые общаются совсем по-другому. Я считаю, общение в школе готовит ребёнка не ко взрослой жизни, а к тюрьме или к армии — к тем коллективам, где человек заперт». В начале третьего класса дочка Оксаны заболела, и в течение двух недель мама занималась с ней дома. Когда девочка вышла после болезни, оказалось, что она сильно опередила школьную программу. Оксана и её супруг решили, что семейное обучение больше подходит для их детей, и забрали дочку из школы. Первое время девочку водили на все внеклассные мероприятия — экскурсии, праздники. По словам Оксаны, такого общения с одноклассниками девочке вполне хватало.

Все дети в семье Агеевых учатся дома. Фото: Из личного архива

Других детей родители даже не стали отдавать в школу — они сразу находились на семейном обучении. Второй ребёнок Агеевых преодолел 11 классов за 9 лет, дважды перескочив через класс. Сейчас старшие дети уже выпускники, а трое младших находятся на семейном обучении. Для того, чтобы обучать детей дома, Оксана была вынуждена уйти с работы, но она нисколько об этом не жалеет — результатами очень довольна.

Расписание в семье похоже на школьное: дети учатся по будним дням, а на выходных и на каникулах отдыхают. Ребята встают в восемь часов утра и начинают занятия дома. Дети садятся не за парты, а на диван, и Оксана начинает объяснять им уроки. «Такое обучение гораздо эффективней школьного, — убеждена многодетная мама. — Школьная программа рассчитана на продвижение класса из 30 детей. Много уроков заложено на повторение, чтобы подтянуть слабых учеников. Мы же поступательно изучаем тему за темой: сидим рядом на диване, пишем, читаем, можем пошутить, обсудить что-то. К тому же дети не тратят время на дорогу в школу, на переходы по аудиториям». Десятилетняя дочка Оксаны осваивает один учебный год за три месяца. Сейчас девочка уже в восьмом классе.

Дети хотят учиться, потому что не ходят в школу

На семейном обучении нет оценок, а домашние задания выполняются прямо на месте, пока мама объясняет новую тему брату или сестре. По словам Оксаны, ей нетрудно разобраться в учебнике, чтобы объяснить ту или иную тему своим детям — для аттестации в школе этого вполне достаточно. Для более глубоких знаний ребята посещают кружки. У детей в семье Агеевых не больше одного полностью свободного дня в неделю: они посещают бассейн, художественную и музыкальную школу, кружки по химии, радиоэлектронике и другим дисциплинам. «На кружки ходят совсем другие дети, — говорит Оксана Агеева. — Они очень приятные, они все увлечены и объединены общим интересом. Это уже больше похоже на мир взрослых». Оксана заметила, что, обучаясь дома, дети практически не болеют, тогда как старшая дочь за два года учёбы в школе часто подхватывала там инфекции.

Находясь на семейном обучении, дети могут играть со сверстниками на улице. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Раз в год дети проходят аттестацию. В мире современных технологий для этого даже не нужно ходить в школу: достаточно отправить тест по интернету. Уроков, которые Оксана даёт своим детям, достаточно для того, чтобы они успешно сдавали ЕГЭ и проходили аттестацию. Оксана уверена, что её дети так заинтересованы учёбой и открыты к общению именно потому, что они не ходили в школу и не пресыщены ей. «У них нет избытка отношений в школе, поэтому мои дети очень ценят общение, — рассказывает Оксана. — У них есть друзья во дворе и в кружках. Дети умеют ладить не только с ровесниками, но и со взрослыми людьми. У них много интересов, они сами выбирают для себя кружки, дополнительные занятия. У детей появились навыки самостоятельной работы. Слухи о том, что дети после семейного обучения не могут адаптироваться в обществе, — глупость!»

1 сентября для детей в семье Агеевых — обычный учебный день. Раньше на День знаний Оксана дарила ребятам красивые канцелярские принадлежности, но со временем их накопилось столько, что надобность в новых отпала. В семье существует традиция проводов лета — дети едут в гости к бабушке, чтобы поесть арбуза и пирожных. В школу никто из детей не рвётся. «Когда их друзья узнают, что мои дети учатся дома, они говорят: «Как я тебе завидую!» — смеётся Оксана. — Мои дети не знают школу изнутри, но видят реакцию своих друзей и радуются, что учатся дома».

В школе дети учатся общаться. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Елена: «Начиталась про семейное обучение на форумах»

Елена Коробова родила единственную дочку Лизу довольно поздно. По словам женщины, она всегда очень переживала за девочку: боялась, что её могут обидеть, что дочка заболеет или — ещё хуже — подружится с плохими ребятами. «Я решила не отдавать дочку в школу, чтобы обезопасить её, — рассказывает Елена. — Начиталась на разных форумах про семейное обучение, которое так расхваливали другие мамочки! Решила: раз другие могут, то и я смогу научить всему своего ребёнка. Тем более, моя профессия — воспитатель в детском саду».

Однако обучать собственного ребёнка оказалось гораздо сложнее, чем воспитывать других детей. Сначала всё шло хорошо. Лиза с удовольствием осваивала новые предметы, но девочке это быстро наскучило: она воспринимала школу в домашних условиях как очередную игру с мамой. Лиза начала лениться. «Когда я будила её в 9 часов, она уговаривала меня поспать подольше, — рассказывает Елена. — Я шла у неё на поводу, думала: всё равно мы дома, какая разница, будем мы учиться с утра или попозже. В итоге Лиза вставала в 12, долго плескалась в ванной, потом наступало время обедать, и так постепенно проходил и весь день».

Для того чтобы заниматься семейным обучением дочери, Елена ушла с работы. Чтобы занятия были более эффективными, семье пришлось нанять репетиторов по русскому языку и математике. Денег катастрофически не хватало. «Всё, что зарабатывал муж, уходило на еду и на репетиторов для Лизы, — говорит Елена. — О дополнительных кружках для ребёнка речи не шло — не хватило бы средств, да и Лиза не горела желанием».

Во время семейного обучения ребёнок лишается школьной дружбы. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Для учёбы — не дом, а школа

Общение с ровесниками для девочки ограничивалось играми с детьми маминых подруг, которые приходили в гости к Коробовым. Иногда, когда Лиза встречала на улице детей с рюкзаками за спиной, идущих из школы и весело смеющихся, она спрашивала у Елены, можно ли и ей тоже пойти учиться в школу. На это мама отвечала, что учиться дома гораздо лучше и полезней.

Аттестацию после первого класса девочка не смогла сдать с ходу, следующая аттестация была получена также с третьей попытки и после долгих уговоров учительской комиссии. Тогда Елена решила отдать Лизу в школу. В пятом классе девочка впервые узнала, что такое школа. «После первых же уроков выяснилось, что мы очень сильно отстали от школьной программы, — вспоминает Елена. — Но это ещё полбеды. Лиза не могла ни с кем подружиться, держалась всегда особняком, не могла общаться с другими детьми. Учителя говорили мне, что у меня одичавший ребёнок. Мне как матери было невыносимо это слышать».

Для получения аттестата об образовании можно даже не посещать школу. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Уже после первой четверти в школе учебный процесс стал налаживаться: Лиза начала приносить в дневнике «пятёрки», у неё появились друзья, девочка ходила в школу с удовольствием. Сейчас девочка учится уже в седьмом классе. Вопреки опасениям мамы, «плохих детей» в школе не оказалось. Елена познакомилась со всеми друзьями своей дочери и осталась спокойна за неё. Ничему плохому в школе Лизу не научили. «Глядя на то, как она сейчас живёт своей маленькой самостоятельной жизнью, обзаводится друзьями, обсуждает со мной школьные приключения, происшествия на переменках, радости и небольшие неудачи, «пятерки» и «двойки», я не могу простить себя за то, что не дала Лизе эту жизнь сразу, с первого класса, — сокрушается Елена. — Ребёнок должен ходить в школу, общаться с детьми, учиться выстраивать отношения. Учиться дома — противоестественно. Для этого есть школа».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах